Персонификация высказываний

Для более откровенного общения во время за­нятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому мы заменяем высказыва­ния типа:

«Большинство людей считает, что...» на та­кое: «Я считаю, что...»,

«Некоторые из нас думают...» на «Я думаю...» и т. п.

Отказываемся мы и от безадресных сужде­ний о других. Заменяем фразу типа: «Многие меня не поняли» на конкретную реплику: «Оля и Соня не поняли меня».

2.4. Искренность в общении. Во время работы группы мы говорим только то, что чувствуем и думаем по поводу происходяще­го, то есть только правду. Если нет желания говорить искренне и откровенно, то мы мол­чим. Это правило означает открытое выраже­ние своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. Естествен­но, что никто не обижается на высказывания других членов группы. Мы испытываем толь­ко чувство признательности и благодарности за его искренность и откровенность.

2.5. Конфиденциальность всего проис­ходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, ни под каким предлогом не выносится за пределы группы. Мы уверены в том, что никто не расскажет о переживаниях человека, о том, чем он поделился во время занятия. Это помогает нам быть искренними, способствует нашему самораскрытию. Мы не боимся, что содержание нашего общения мо­жет стать известным другим людям, кроме членов группы. Мы доверяем друг другу и группе в целом.

2.6. Определение сильных сторон лич­ности. Во время занятий (в ходе упражнения или его обсуждения, в процессе выполнения заданий или этюдов) каждый из.нас стремит­ся подчеркнуть положительные качества че­ловека, с которым мы работали вместе. Каж­дому члену группы - как минимум одно хоро­шее и доброе слово.

2.7. Недопустимость непосредствен­ных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим.- «Мне не нра­вится твоя манера общения». Мы. никогда не скажем: «Ты плохой человек», а просто под­черкнем: «Ты совершил плохой поступок».

2.8. Разнообразие контактов и обще­ния с различными людьми. Разумеется, у каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятий мы стремимся общаться со всеми членами груп­пы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.

2.9. Активное участие в происходя­щем. Это норма поведения, в соответствии с

которой в любую минуту мы реально включе­ны в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если уз­нали о себе что-то не очень приятное. Мы не думаем только о себе, получив много положи­тельных эмоций. Мы все время в группе, вни­мательны к другим, нам интересны другие люди.

2.10. Уважение говорящего. Когда вы­сказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку воз­можность сказать то, что он хочет. Мы помо­гаем говорящему участнику, всем своим ви­дом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем чело­века и молчим до тех пор, пока он не закон­чит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Рекомендации ведущему. Вы подробно объясняете участникам эти правила, даете исчерпывающие отве­ты на все возникающие у них вопросы. После этого обсуждаются поступающие от участни­ков предложения об изменении правил или добавлении новых. Во время обсуждения пра­вил вы даете возможность высказаться желаю­щим, выслушиваете все предложения и заме­чания и проводите их обсуждение. После го­лосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для ра­боты группы.

Если кого-то из членов группы эти правила не устраивают, он должен принять решение: признать эти правила и следовать им во время работы группы или не начинать занятия совсем. Свой выбор участник делает самосто­ятельно, без советов и давления со стороны других членов группы. Вам также не следует настаивать.

Психологический комментарий. Обсуждение и принятие правил очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осоз­нания участниками тренинга принимаемых ими правил будет строиться работа группы, особенно на первых занятиях. Поэтому на процедуру объяснения, обсуждения и приня­тия правил группы нужно отвести достаточ­ное количество времени, чтобы потом посто­янно не возвращаться к ним.

3. «Мои добрые дела»

Друзья мои, я потерял день! Тит, император

«Это знаменитые слова императора Тита, сказанные им однажды за обедом, когда он вспомнил, что за целый день никому не сде­лал ничего хорошего. Доброе отношение к людям, к своим близким, родным и просто знакомым должно проявляться не только на словах, но и в конкретных делах. Вспомните, какое конкретное доброе дело вы сделали за вчерашний день? Кто был этот человек? Что вы при этом чувствовали? Как вас отблагода­рил этот человек? Какими должны быть, по вашему мнению, формы благодарности? Ско­лько своих добрых дел вы смогли вспомнить? Способны ли вы на добрые дела? Если нет, то что вам мешает? Вы все время в ответ ждете благодарность в виде подарка или услуги? Или вы так заняты своими делами, что вам которой в любую минуту мы реально включе­ны в работу группы. Мы активно смотрим, слушаем, чувствуем себя, партнера и группу в целом. Мы не замыкаемся в себе, даже если уз­нали о себе что-то не очень приятное. Мы не думаем только о себе, получив много положи­тельных эмоций. Мы все время в группе, вни­мательны к другим, нам интересны другие люди.

2.10. Уважение говорящего. Когда вы­сказывается кто-то из членов группы, мы его внимательно слушаем, давая человеку воз­можность сказать то, что он хочет. Мы помо­гаем говорящему участнику, всем своим ви­дом показывая, что мы слушаем его, что мы рады за него, что нам интересны его мнение, его внутренний мир. Мы не перебиваем чело­века и молчим до тех пор, пока он не закон­чит говорить. И лишь после этого мы задаем свои вопросы, благодарим его или спорим с ним.

Рекомендации ведущему. Вы по­дробно объясняете участникам эти правила, даете исчерпывающие отве­ты на все возникающие у них вопросы. После этого обсуждаются поступающие от участни­ков предложения об изменении правил или добавлении новых. Во время обсуждения пра­вил вы даете возможность высказаться желаю­щим, выслушиваете все предложения и заме­чания и проводите их обсуждение. После го­лосования окончательно согласованные и принятые правила являются законом для ра­боты группы.

Если кого-то из членов группы эти правила не устраивают, он должен принять решение признать эти правила и следовать им во время работы группы или не начинать занятия совсем. Свой выбор участник делает самосто­ятельно, без советов и давления со стороны других членов группы. Вам также не следует настаивать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: