Это упражнение прекрасно показывает умение понимать окружающих людей, видеть их особенности. Кроме того, оно настраивает участников на более внимательное отношение друг к другу.
5. «Ласковые имена»
Всегда смотри на вещи с их светлой стороны, а если таковых нет, натирай темные до тех пор, пока они не заблестят.
Китайская мудрость
«Сейчас мы сядем в большой крут и поработаем с домашним заданием. Расскажите о том, какие ласковые слова вы вспомнили, выполняя его. Обратили ли вы внимание на то, как вас называли дома в эти дни? Какие чувства вы испытывали при этом? Чувство привязанности, благодарности, прилив нежности? Или что-то другое? Или вы были разочарованы из-за того, что вас, оказывается, ласково совсем не называют?
Кстати, все ли завели тетрадь или блокнот?
А теперь поговорим о вашем физическом «Я». Кто смог уточнить свои физические показатели? У кого оказались почти все точные ответы? А кто очень сильно ошибся в оценке самого себя? Почему это произошло?»
Рекомендации ведущему. В ходе этого упражнения следует обратить внимание на искренность и раскованность участников, на их готовность говорить откровенно, умение описывать свои переживания и желание делиться ими с окружающими. Возможно организовать процесс обсуждения домашнего задания в парах, когда участник обращается к другому и проговаривает то, что он приготовил дома именно этому человеку. Психологический комментарий.
Выполнение этого упражнения способствует дальнейшей психологической разминке, раскрепощает участников, группа заметно теплеет.
При обсуждении физического «Я» обратите внимание на состояние тех участников, которые имеют определенные физические изъяны, например, излишний вес, очень маленький рост по сравнению со всей группой и т. д. Как правило, обсуждение этой информации вызывает у них определенные отрицательные эмоции. Поэтому разговор о физическом «Я» требует большей тактичности и вашего пристального внимания и немедленной реакции в необходимых случаях.
6. «Мои сильные стороны...»
Хорошо довольствоваться тем, что у нас есть, никогда не довольствуясь тем, что мы из себя представляем...
Джеймс Маккинтош, шотландский философ
«У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в себе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулировании своих сильных сторон не берите «в кавычки» слова, внутренне отказываясь от них. Не умаляйте свои достоинства. Вы можете также отметить те качества, которые вам импонируют,.но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут.
Затем мы сядем в большой крут и выслушаем ваши записи и комментарии к ним. Когда будете высказываться, говорите прямо, уверенно, без всяких «но...», «если...», «может быть...», «я не совсем уверен в том, что...» и т. п. На выступление вам дается 2 минуты. Даже если вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться. Может быть, значительная часть вашего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены».
Рекомендации ведущему. Работу группы целесообразнее организовать в большом круге, а при большом количестве участников - в малых группах по 7— 8 человек. Вы предлагаете первому участнику начать свое выступление. По истечении 2 минут даете сигнал, означающий, что время первого выступающего истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении которого также 2 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы. В конце следует провести групповую дискуссию, обращая внимание участников на то общее, что было в их высказываниях, и на те ощущения, которые каждый из них испытывал во время упражнения.
Возможный вариант данного упражнения - «Мои достоинства».
«А теперь давайте поработаем со своими привычками, чертами характера, которые можно отнести к достоинствам личности, именно к вашим личным достоинствам. Для этого возьмите лист бумаги. Напишите крупно «Мои достоинства» и предельно откровенно запишите все то, что вы считаете своими достоинствами именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу вам отводится 5 минут. Не стесняйтесь, заполняя таблицу.
А сейчас вы объединитесь в малые группы по 3-4 человека и приступайте к обсуждению всех своих записей. Будет лучше, если вы сядете в группу с теми людьми, которых вы меньше всего знаете, с которыми еще не общались на данном занятии. Во время обсуждения будьте предельно откровенны в своих высказываниях и внимательны к тому, что вам говорит ваш партнер. Помните, пожалуйста, о наших правилах. Вы можете задавать друг другу вопросы, но ни в коем случае не «критиковать» выступившего перед вами. Просто поблагодарите его за искренность и доверие к вам. На обсуждение внутри групп вам дается 10 минут».
Второй вариант этого упражнения - «Точка опоры».
«Любому человеку в жизни требуется психологическая опора в виде семьи, друзей, работы, увлечений и т. д. Причем чем больше таких опор, тем увереннее чувствует себя человек в различных жизненных ситуациях. В этом случае ему легче преодолевать жизненные трудности и невзгоды, например, внезапную болезнь или потерю работы или близких людей.
Но если мы надеемся только на окружение, помощь и расположение людей, вероятно, это большая ошибка. Опору нужно искать и находить в себе, в своих сильных сторонах, привычках, интересных делах и т. д. И, что более важно, такая опора у каждого из нас есть!!!
Давайте называть все, что нам помогает преодолевать жизненные трудности, «точкой опоры». А теперь вам предлагается описать, перечислить свои опорные точки, чтобы в дальнейшем обсудить их с другими членами группы».
Рекомендации ведущему. Если у вас есть возможность, то необходимое количество таблиц заготовьте заранее с помощью пишущей машинки или ксерокса. Помогите участникам объединиться в малые группы, но не разрешайте создавать группы более четырех человек. Если в группе окажется пять или шесть человек, попросите участников разделиться на две малые группы. Во время заполнения таблиц участники должны работать индивидуально. Вы следите за временем и за 1 минуту предупредите, что время заканчивается. На этапе индивидуальной работы желательно включить легкую музыку.