Психологический комментарий. Это упражнение прекрасно показыва­ет умение понимать окружающих лю­дей, видеть их особенности

Это упражнение прекрасно показыва­ет умение понимать окружающих лю­дей, видеть их особенности. Кроме того, оно настраивает участников на более вниматель­ное отношение друг к другу.

5. «Ласковые имена»

Всегда смотри на вещи с их светлой стороны, а если таковых нет, натирай темные до тех пор, пока они не заблестят.

Китайская мудрость

«Сейчас мы сядем в большой крут и пора­ботаем с домашним заданием. Расскажите о том, какие ласковые слова вы вспомнили, вы­полняя его. Обратили ли вы внимание на то, как вас называли дома в эти дни? Какие чувст­ва вы испытывали при этом? Чувство привя­занности, благодарности, прилив нежности? Или что-то другое? Или вы были разочарова­ны из-за того, что вас, оказывается, ласково совсем не называют?

Кстати, все ли завели тетрадь или блокнот?

А теперь поговорим о вашем физическом «Я». Кто смог уточнить свои физические пока­затели? У кого оказались почти все точные от­веты? А кто очень сильно ошибся в оценке са­мого себя? Почему это произошло?»

Рекомендации ведущему. В ходе этого упражнения следует обратить внимание на искренность и раскован­ность участников, на их готовность говорить откровенно, умение описывать свои пережива­ния и желание делиться ими с окружающими. Возможно организовать процесс обсуждения домашнего задания в парах, когда участник об­ращается к другому и проговаривает то, что он приготовил дома именно этому человеку. Психологический комментарий.

Выполнение этого упражнения спо­собствует дальнейшей психологиче­ской разминке, раскрепощает участников, группа заметно теплеет.

При обсуждении физического «Я» обрати­те внимание на состояние тех участников, ко­торые имеют определенные физические изъ­яны, например, излишний вес, очень малень­кий рост по сравнению со всей группой и т. д. Как правило, обсуждение этой информации вызывает у них определенные отрицательные эмоции. Поэтому разговор о физическом «Я» требует большей тактичности и вашего при­стального внимания и немедленной реакции в необходимых случаях.

6. «Мои сильные стороны...»

Хорошо довольствоваться тем, что у нас есть, никогда не довольствуясь тем, что мы из себя представляем...

Джеймс Маккинтош, шотландский философ

«У каждого из вас есть сильные стороны, то, что вы цените, принимаете и любите в се­бе, что дает вам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах, что помогает выстоять в трудную минуту. При формулиро­вании своих сильных сторон не берите «в ка­вычки» слова, внутренне отказываясь от них. Не умаляйте свои достоинства. Вы можете также отметить те качества, которые вам им­понируют,.но они вам не свойственны и вы хотите выработать их в себе. На составление списка вам дается 5 минут.

Затем мы сядем в большой крут и выслуша­ем ваши записи и комментарии к ним. Ког­да будете высказываться, говорите прямо, уве­ренно, без всяких «но...», «если...», «может быть...», «я не совсем уверен в том, что...» и т. п. На выступление вам дается 2 минуты. Даже ес­ли вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слуша­тели могут только уточнять детали или про­сить разъяснения, но не имеют права выска­зываться. Может быть, значительная часть ва­шего времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные свои качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены».

Рекомендации ведущему. Работу группы целесообразнее организовать в большом круге, а при большом коли­честве участников - в малых группах по 7— 8 человек. Вы предлагаете первому участнику начать свое выступление. По истечении 2 ми­нут даете сигнал, означающий, что время пер­вого выступающего истекло. Далее вступает в работу второй участник, в распоряжении ко­торого также 2 минуты, и так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы. В конце сле­дует провести групповую дискуссию, обращая внимание участников на то общее, что было в их высказываниях, и на те ощущения, кото­рые каждый из них испытывал во время упражнения.

Возможный вариант данного упражнения - «Мои достоинства».

«А теперь давайте поработаем со свои­ми привычками, чертами характера, которые можно отнести к достоинствам личности, именно к вашим личным достоинствам. Для этого возьмите лист бумаги. Напишите круп­но «Мои достоинства» и предельно откровен­но запишите все то, что вы считаете своими достоинствами именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту работу вам отводится 5 минут. Не стесняйтесь, заполняя таблицу.

А сейчас вы объединитесь в малые группы по 3-4 человека и приступайте к обсуждению всех своих записей. Будет лучше, если вы ся­дете в группу с теми людьми, которых вы ме­ньше всего знаете, с которыми еще не обща­лись на данном занятии. Во время обсуждения будьте предельно откровенны в своих выска­зываниях и внимательны к тому, что вам гово­рит ваш партнер. Помните, пожалуйста, о на­ших правилах. Вы можете задавать друг другу вопросы, но ни в коем случае не «критико­вать» выступившего перед вами. Просто по­благодарите его за искренность и доверие к вам. На обсуждение внутри групп вам дается 10 минут».

Второй вариант этого упражнения - «Точка опоры».

«Любому человеку в жизни требуется психологическая опора в виде семьи, друзей, работы, увлечений и т. д. Причем чем больше таких опор, тем увереннее чувствует себя че­ловек в различных жизненных ситуациях. В этом случае ему легче преодолевать жиз­ненные трудности и невзгоды, например, вне­запную болезнь или потерю работы или близ­ких людей.

Но если мы надеемся только на окружение, помощь и расположение людей, вероятно, это большая ошибка. Опору нужно искать и нахо­дить в себе, в своих сильных сторонах, при­вычках, интересных делах и т. д. И, что более важно, такая опора у каждого из нас есть!!!

Давайте называть все, что нам помогает преодолевать жизненные трудности, «точкой опоры». А теперь вам предлагается описать, перечислить свои опорные точки, чтобы в да­льнейшем обсудить их с другими членами группы».

Рекомендации ведущему. Если у вас есть возможность, то необходимое количество таблиц заготовьте заранее с помощью пишущей машинки или ксерокса. Помогите участникам объединиться в малые группы, но не разрешайте создавать группы более четырех человек. Если в группе окажет­ся пять или шесть человек, попросите участ­ников разделиться на две малые группы. Во время заполнения таблиц участники должны работать индивидуально. Вы следите за вре­менем и за 1 минуту предупредите, что время заканчивается. На этапе индивидуальной ра­боты желательно включить легкую музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: