Систематическая работа, которая предусматривается в конце каждого занятия, необходима для того, чтобы помочь участникам сформировать (или закрепить) прочные навыки самоанализа. Без такой аналитической практики эффективность проводимых занятий будет не очень высокой. Анализ помогает не только тренеру в подготовке следующего занятия, но и каждому участнику - в планировании своего поведения в ходе тренинга. Член группы может более обстоятельно продумать (за пределами группового процесса) свои действия, вернуться к осмыслению своих ошибок, еще и еще раз похвалить себя за достигнутые успехи и прочее.
10. Подведение итогов
Воспринимайте окружающих людей такими, какими они должны бы быть.
П. Рутт, психолог
«Итак, первое занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем в анкете «Мнение». А теперь у нас есть возможность обсудить все происшедшее прямо сейчас вслух. Если что-то остается в душе, о чем хотелось бы поговорить, поделиться своими переживаниями, наблюдениями, выскажите это. Помните о том, что ваши мысли и переживания могут быть очень интересны и полезны всем остальным членам нашей группы. Ведь они так же, как и вы, нуждаются в определенной помощи и поддержке. И ваша откровенность может «открыть глаза» на имеющиеся общие проблемы.
|
|
Итак, кто хочет взять слово...»
Рекомендации ведущему. Дайте возможность желающим поделиться тем, что они хотели бы высказать. Не торопите группу, отведите на обмен впечатлениями и замечаниями до 10 минут. Особое внимание обратите на тех участников, кто до сих пор чувствует себя неловко или неуверенно. Им желательно дать слово, постараться «разговорить» их, но не принуждая против их воли. К таким членам группы тренер должен обязательно подойти после занятия, отдельно поговорить о причинах имеющихся затруднений. Всей группе напомните о месте и времени следующего занятия, перечислите, что нужно принести для работы. Визитки с именами лучше оставить у себя, иначе многие их забудут дома.