Систематическое выполнение специального домашнего задания решает ряд задач: развитие чувства ответственности, привычки выполнять свои обязательства. Кроме того, оно действительно ведет к улучшению взаимоотношений участника с окружающими его людьми, так как постоянный анализ этих отношений невольно способствует тому, что человек стремится сделать их немного лучше.
9. «Мнение»
Быть человеком означает задавать вопросы.
П.Рутт, психолог
«Наступило время анкетирования. Каждому из вас нужно ответить на вопросы анкеты, вы-
сказав свое мнение о том, что происходило в группе, в малых группах, в парах и т. д. Помните, что, отвечая на вопросы, следует быть предельно откровенным, так как мнение чле-. нов группы поможет ведущему продумать следующее занятие, сделать его более полезным для вас и для группы в целом».
«Мнение»
Твое тренинговое имя_________________
Дата занятия__________
1. Что тебе удалось понять в самом себе, в чем лучше разобраться?
2. Твои основные ошибки в ходе занятия:
|
|
а) по отношению к себе;
б) по отношению к отдельным участникам и к группе в целом;
в) по отношению к ведущему.
3. Кто из участников тебе больше всего помог сегодня? Чем именно?
4. Что тебе очень не понравилось на этом занятии? Почему?
5. Твои замечания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. п.).
Подпись
Рекомендации ведущему. Еще раз
напомним, что бланки анкеты целесообразно заготовить заранее, но если бланков нет, то вопросы анкеты просто зачитываются. Анкеты нужно до следующего занятия внимательно просмотреть, обобщить и сделать для себя необходимые выводы, прежде всего в плане занятий, которые вы наметили для этой группы.
10. Подведение итогов
Хорошую голову ничем заменить нельзя.
А. Аганбегян, академик
«Вот и второе занятие закончилось. Вы уже высказали свое мнение о нем, но если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажите это вслух прямо сейчас. Еще лучше, если вы сможете сказать несколько теплых слов своим новым друзьям, членам нашей тренинговой группы.
Итак, кто хочет взять слово...»
Рекомендации ведущему. Дайте возможность желающим поделиться тем, что они хотели бы высказать. Не торопите группу и для этой процедуры отведите до 10 минут. Обратите внимание на тех участников, кто чувствует себя неловко, неуверенно, отрешенно. К ним нужно обязательно подойти после занятия. Напомните участникам о месте и времени следующего занятия, перечислите, что нужно принести для работы. Визитки с именами лучше оставить у себя, иначе многие их забудут дома.