Это психологическая разминка, призванная в считанные минуты включить всю группу в активную деятельность. Кроме того, успешное проведение этого упражнения помогает участникам осознать, что стереотипы не всегда помогают чувствовать себя свободным и раскованным, часто затрудняют выражение истинного отношения к партнеру по общению.
Возможное приветствие в начале занятия -Доброе слово.
«На прошлом занятии вы сказали несколько добрых слов о своих близких и просто знакомых людях. Они действительно заслуживают того, чтобы о них говорили с добром. А те, кто присутствует сегодня на занятии нашей группы? Давайте начнем наше общение именно с доброго слова. Найдите для каждого человека нужные слова. Это будет еще одной небольшой проверкой, насколько вы доброжелательны друг к другу, умеете ли видеть хорошее в других и говорить об этом. Не забывайте о приятной и доброжелательной улыбке при общении с каждым членом группы. Обращайте внимание на свои ощущения, запоминайте их, чтобы потом обсудить со всей группой».
Рекомендации ведущему. Для проведения этого этюда участники садятся в большой круг. Каждый должен внимательно посмотреть на партнера, сидящего слева, и подумать о том, какие слова сказать ему. Начинает любой из членов группы, который готов сказать приятные слова своему партнеру, сидящему слева от него. Во время высказывания все остальные участники должны внимательно слушать выступающего. Тот участник, которому сказали несколько добрых слов, должен поблагодарить, а затем, установив контакт с партнером, сидящим слева от него, продолжить по кругу до тех пор, пока все участники тренинга не скажут что-то приятное партнеру. Если кто-то из участников не готов к высказыванию, он имеет право
пропустить ход и сказать после всех. Во время высказывания участников нужно следить за тем, чтобы все остальные не мешали ему говорить, не пытались подсказывать, не шутили и не смеялись, тем более нельзя разговаривать. Поэтому еще раз напомните членам группы о тех правилах, которые вы все вместе приняли на прошлом занятии.
2. «Мой стиль общения»
В жизни важно не то, сколькими талантами обладает человек, а то, смог ли он какие-нибудь из них развить.
Н. Энкельманн,психолог
«Приступим к проверке домашнего задания. Откройте свои дневники, где вы должны были фиксировать все изменения, касающиеся стиля вашего общения с людьми. Что вы смогли отметить в этом дневнике, какие выводы сделать?
Сегодня вы опять поделитесь своими наблюдениями. Необязательно читать все свои записи, но можно комментировать их. Что вам удалось отметить в ходе общения с различными людьми? С какими трудностями вы столкнулись? А какими удачами вы готовы поделиться со своими партнерами?
Кто первый готов начать?»
Рекомендации ведущему. На этом занятии участники могут объединиться в пары, сесть рядом с человеком, который является более приятным и которому хочется рассказать о самом сокровенном.
Вам необязательно вмешиваться в содержание разговора в парах, но перед его началом стоит еще раз напомнить участникам, для
чего проводится обсуждение их записей в дневнике, настроить их на серьезную и глубокую работу.
Вполне возможно провести обсуждение в малой группе по 3-4 человека.