Изготовление визитных карточек помогает участникам осознать свои основные ценности, выделить в своем социальном статусе самое важное. Кроме того, внимательное выслушивание содержания визиток остальных членов группы помогает увидеть те стороны жизни, о которых отдельный участник мог просто забыть.
2. «Мои задачи» (+)
Если у человека нет цели в жизни, он придумывает эрзац.
И. Н. Шевелев
«Зная в целом идею и замысел нашего тренинга и уже имея первые результаты собственной работы, каждый из вас должен четко и ясно сформулировать основные задачи, которые он должен решить на предстоящем занятии.
Запишите их в порядке значимости, важности для вас. При этом следует помнить, что
основная часть работы по саморазвитию должна быть выполнена самим человеком. Никто за вас не сможет стать лидером. Это под силу только самому человек}.
На формулировку задач предстоящего занятия вам дается 3 минуты».
Рекомендации ведущему. Перед началом работы с этим заданием следует познакомить участников с его общим замыслом, перечислить те упражнения, которые предполагается провести, дать разъяснения, прокомментировать их, ответить на все вопросы участников. На первом этапе участники работают индивидуально, формулируют свои личные задачи, исходя из того, что сказал ведущий о содержании предстоящего занятия.
После окончания индивидуального этапа участники садятся в большой круг, и каждый зачитывает свои записи. Остальные участники вправе задавать любые конструктивные вопросы. В основе системы оценки два критерия:
• четкость сформулированных задач. Всем должно быть понятно, что хочет данный участник от этого занятия;
• степень трудности и выполнимости поставленных задач. Задачи должны быть достаточно трудными (чтобы было над чем работать) и в то же время - выполнимыми (чтобы была реальная возможность их достичь).
Шкала оценок от 0 до 3 баллов.
На втором этапе этого упражнения вы можете передать свои функции ведущего одному из членов группы, который должен помочь высказываться остальным участникам, стимулировать вопросы со стороны группы, организовать подведение итогов, оценку каждого выступления. Вы должны дать возможность высказаться всем желающим членам группы. Работу ведущего оцениваете вы по 3-балльной шкале.
3. «Харизматический лидер» (+)
То, что кажется недоступным, подчас лежит на расстоянии вытянутой руки.
Восточная мудрость.
«Верить в свою исключительность необходимо любому человеку, а лидеру особенно. Подумайте, в чем проявляются признаки харизматической личности в вас. Аргументируйте утверждения, например, «Я харизматический лидер, так как...» и т. д.
Затем, по мере психологической готовности, вы будете выступать перед группой, доказывая свои признаки лидера. Остальные члены группы имеют право задавать вам любые вопросы, подвергая сомнению вашу исключительность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения и т. п. Группа оценивает выступление каждого участника по 5-балльной шкале, ориентируясь на следующие критерии: а) убедительность выступления; б) его аргументированность.
Рекомендации ведущему. Тот участник, у кого с первой попытки не получился положительный результат, т. е. оценка группы «О», может еще раз попробовать доказать свое право стать полноправным членом группы. Те, кто отказался участвовать в этом упражнении, штрафуются на 4 балла. Это упражнение в качестве ведущего может
проводить любой из членов группы. Вы должны оценить его работу (от 0 до 3 баллов).