Психологический комментарий. Процедура выборов помогает участ­никам преодолеть внутренние барье­ры, скованность, страх перед партнером

Процедура выборов помогает участ­никам преодолеть внутренние барье­ры, скованность, страх перед партнером. Кро­ме того, это своеобразная практика общения с различными партнерами.

8. Ролевая игра «Рыночная цена»

Охочий до золота не видит людей.

Афоризм древнего Китая

Цель игры. В рыночной экономике цена на тот или иной вид товара фор­мируется под влиянием множества разнообразных факторов, всю совокупность которых можно свести к двум основным по­нятиям: «спрос» и «предложение». Игра прово­дится для того, чтобы ознакомить участников с механизмом формирования свободных ры­ночных цен на примере купли-продажи недвижимости

Задачи игры: закрепление навыков оформления деловой документации, формирование коммуникативных на­выков, умения ориентироваться в быстро ме­няющейся рыночной конъюнктуре.

Общие сведения об игровой модели. Игра моделирует рыночную торговлю со сво­бодными ценами, уровень которых зависит от соотношения спроса и предложения на конк­ретный товар.

Упрощения. В игре используются только несколько видов самых простых товаров, причем с ограничением объема реализации, а также ограниченные денежные суммы, кото­рыми располагают участники. В игре не рас­сматриваются процессы производства, хране­ния товара, налогообложение и многое дру­гое, что не помогает понять механизм форми­рования рыночной цены.

Регламент игры. Игра с группой от 20 до 40 человек занимает при предварительной подготовке всей необходимой документации и раздаточного материала до 20-25 минут, подсчет и анализ результатов - от 15 до 20 минут.

Планируемый результат. Понимание участниками сути рыночной цены, тех меха­низмов, которые воздействуют на ее форми­рование, изменение при определенных об­стоятельствах; более прочные навыки запол­нения деловых бланков.

Характеристика модели управляю­щей системы. В игре воспроизводится дея­тельность нескольких торговых точек, кото­рые реализуют продовольственные товары в розничной торговле.

Состав и распределение ролей, вклю­чая различие ролевых целей. Для продажи

товара данного вида из числа участников вы­деляется два или три продавца, с тем чтобы между ними имела место конкуренция продавцов. Остальные участники игры выступают % в роли покупателей. Основными участниками \ игры являются именно покупатели. Представ л ение ролей осуществляется устно во время I вводного этапа игры.

Правила игры. Первоначальная целевая установка участникам: для продавцов - в стремлении продать побольше товара и полу­чить как можно большую выручку в деньгах, а для покупателей - в стремлении закупить по­больше товаров разнообразного ассортимен­та, приобретенных соответственно по невы­соким ценам, с тем чтобы лучше использовать свои денежные средства.

Продавцы должны составлять в процессе игры расходную ведомость (ведомость про­даж), в которой фиксируется количество то­вара на момент начала торговли и затем отме­чается количество товара, проданного каждо­му покупателю, цена продажи и выручка, т. е. ведется учет реализации товара. Составление ведомостей необходимо, чтобы продавец не смог продать больше товаров, чем ему выдано для продажи, а также для учета и отслежива­ния уровня цен на рынке каждого товара.

Составление подобных ведомостей участ­никами игры полезно и с точки зрения приу­чения их к учету материальных ценностей и денежных средств.

Описание игровой обстановки. Участ­ники взаимодействуют, вступая друг с другом в непосредственный контакт, стремясь про­дать или купить необходимый продукт.

Действия игроков (возможные аль­тернативы). У покупателя есть право выбора товара по наиболее подходящей цене, а также

право договариваться о снижении продажной цены. Продавец вправе повышать цену на свой товар, если число покупателей позволяет это сделать; он также может и снижать ее, ес­ли покупатель приобретает сразу большую партию товара.

База данных. Примерный ассортимент товаров и их количество на одного продавца (рассчитанный для группы в 30 человек) представлены в таблице.

Оснащение игры. Для игры необходимы два основных документа: ведомость продаж и покупной лист. Они приведены с примерами заполнения. Естественно, что для игры они готовятся чистыми.

Ведомость продаж - лист продавца (продавец Егоров)

Наименование товара - картофель. Полу­чено товара - 50 кг.

Покупной лист - лист покупателя (покупатель Иванов)

Всего получено на покупку 450 монет.

Итого израсходовано: 440 монет Осталось не израсходованных: 10 монет

Подпись покупателя: Иванов

Последняя графа таблицы покупок «Стои­мость покупки в средних ценах рынка» запол­няется в конце игры.

Игра значительно обогащается и прибли­жается к реальности, если в ней используются имитаторы товаров в виде любого их искусст­венного воспроизведения, т. е. применения «игровых товаров» или хотя бы карточек (же­лательно с соответствующими рисунками), на которых обозначается наименование товара и его количество. Каждая такая карточка слу­жит имитатором определенного количества натурального товара. Карточки могут иметь следующий вид:

Необходимое количество таких карточек товаров можно изготовить с помощью пишу­щей машинки под копирку, или красиво оформить и ксерокопировать, либо поручить ученикам нарисовать заранее. Возможно ис­пользование макетов продаваемого товара, изготовленных из пластмассы, бумаги, па­пье-маше в виде отдельных весовых единиц -0,5 кг, 1 кг, 2 кг.

Проведение игры. Вводный этап. Руко­водитель игры выбирает от одного до пяти определенных видов разных товаров для про­дажи на рынке и сообщает список этих това­ров участникам. Устанавливается количество каждого вида продаваемого товара (см. раздел «База данных»). Распределение ролей, выдача необходимой деловой документации или ее оформление. Каждому продавцу выдается определенное количество товара.

Каждому из покупателей выдается опреде­ленная сумма денежных знаков (игровых). Количество денег, выдаваемых покупателю, определяется следующим образом. Исходя из реальной рыночной цены (сложившейся на настоящем рынке), путем умножения количе­ства выданного продавцам товара на эту цену, вычисляется количество денег, необходимых покупателям для закупки данного вида товара. Например, если трем продавцам выдано 150 кг картофеля (50 кг х 3), а средняя цена картофеля на рынке была равна 10 монетам за килограмм, то для покупки всего картофеля нужно было 1500 монет.

Такой расчет производится по каждому то­вару, и путем сложения определяется общая сумма денег, необходимых для покупок. Эта общая сумма делится на число участников, выступающих в роли покупателей, и тем оп­ределяется примерное количество денег, ко-

торые надо было выдать каждому покупателю. Сумма округляется до десятков монет, напри­мер, до 100 монет. Изменяя эту начальную сумму, координатор может создавать либо из­быток денег, либо избыток товаров на рынке и тем самым затем продемонстрировать уче­никам, что рыночная цена зависит от соотно­шения денежной и товарной массы.

Собственно игра. Продавцы начинают продавать свой товар, предлагая покупателям по определенной цене, с которой покупатель вправе согласиться или не согласиться. В ре­зультате происходит торг между продавцами и покупателями. В процессе торга покупатели вправе обращаться к разным продавцам, стре­мясь купить необходимый товар по более низкой цене. После завершения сделки куп­ли-продажи продавец отдает покупателю кар­точку или макет товара в соответствии с тем количеством, которое купил последний, и по­лучает от покупателя взамен деньги, плату за товар. На этом акт одной купли-продажи за­вершается.

Если торговля натурализована, т. е. у про­давцов есть натуральные макеты продавае­мых товаров, заполнение ведомостей продаж не является обязательным, так как возможен натуральный учет. Задача продавца состоит в получении максимально возможной выручки за счет продажи по выгодной цене и полной, без остатка. Продавец должен стремиться продать весь свой товар по максимальной це­не с учетом спроса на рынке именно на этот товар и с учетом поведения конкурента, на­блюдая за тем, как у последнего идет торговля, много ли у него покупателей этого товара. В то же время каждый продавец обладает пра­вом на сохранение коммерческой тайны в отношении цены, по которой он реализует свой товар.

С другой стороны, объединение двух или нескольких продавцов одного и того же това­ра считается проявлением монополизации рынка и может быть запрещено либо подвер­гаться штрафу, размер которого определяется координатором игры.

Задача покупателя - купить как можно бо­льше имеющихся на рынке товаров и обязате­льно в полном ассортименте, т. е. приобрести все виды товаров, представленных на рынке. Такую постановку задачи преподаватель объ­ясняет учащимся необходимостью полноцен­ного и качественного питания, т. е. естествен­ным требованием не только приобретения большего количества купленного товара, но и достижением рациональной структуры по­купки. Если игра не натурализована и прода­ваемые товары не представлены в виде карто­чек или макетов, то каждый покупатель офор­мляет покупной лист. Оформление покупных листов целесообразно для обучения участни­ков игры с тем, чтобы они умели заполнять и вести отчетную документацию.

Итоги игры. Для каждого покупателя игра состоит в серии последовательных закупок товара у продавцов. Покупатель завершает иг­ру после окончания закупки им товаров, а продавец - после окончания продаж. Завер­шение торгов на рынке вправе объявить ко­ординатор игры, исходя из ее продолжитель­ности.

При подведении итогов игры подсчитывается сумма выручки каждого продавца и сум­ма закупок каждого покупателя. Эти показате­ли служат основными критериями выявления победителей среди продавцов и покупателей. Самым предприимчивым и квалифицированным продавцом считается получивший наи­большую выручку за проданный товар или су­мевший продать его по наибольшей цене. Победитель определяется по каждому виду то­варов и в целом по игре. Для этого каждый продавец подсчитывает свою общую выручку и рассчитывает среднюю цену 1 кг проданно­го им товара, которая сложилась в итоге всех его продаж.

Кроме того, координатор, получив данные о выручке каждого продавца, складывает по­казатели выручки и определяет общую выруч­ку за данный товар. Это делается с целью по­следующего расчета средней цены товара на рынке. Предположим, что один из продавцов картофеля выручил 372 монеты, второй -400 монет, третий - 428 монет, тогда суммар­ная выручка составляет 372 + 400 + 428 = 1200 монет. Разделив эту выручку на общее количество проданного картофеля (150 кг), получаем среднюю цену 1 кг картофеля на рынке, равную 8 монетам за килограмм. Такая процедура проводится по каждому из видов продаваемых товаров, в результате чего мы и получим первый результат игры - набор ры­ночных цен.

Рассмотрим теперь, как подводятся итоги конкурса между покупателями и определяется победитель этого конкурса. После заверше­ния покупок каждый покупатель подсчитыва­ет объем своей покупки в денежном выраже­нии и стоимость покупки в средних ценах рынка и заполняет последнюю графу покуп­ного листа. Проиллюстрируем эту процедуру на примере. Предположим, что покупатель приобрел 3 кг картофеля, 2 кг яблок, 1 кг мяса, 2 л молока, 3 кг хлеба.

Средние цены на эти товары, установив­шиеся на рынке, предположим, соответствен­но составляют: 1 кг картофеля - 10 монет, 1 кг

яблок - 30 монет, 1 кг мяса - 150 монет, 1 л молока - 20 монет, 1 кг хлеба - 15 монет. Тог­да общая стоимость покупки данного покупа­теля, исчисленная в средних ценах, будет рав­на: 3 кг х 10 монет + 2 кг х 30 монет + 1 кг х 150 монет + 2 л х 20 монет + 3 кг х 15 монет = 325 монет.

Сравнивая стоимость покупки каждого по­купателя в средних ценах рынка, координа­тор игры выявляет участника, покупка кото­рого обладает максимальной стоимостью.

При окончательном подведении итогов необходимо учитывать и ассортимент това­ров, которые приобрел каждый покупатель.

Если отсутствует полный ассортимент, на­пример, нет одного вида товара, то общая сумма покупок в средних ценах снижается на 20 процентов;

Если нет двух видов товаров, то общая сум­ма снижается на 25 процентов; если нет трех видов товаров - на 30 процентов; а если нет четырех видов, приобретен лишь один товар, то общая сумма покупки снижается на 50 про­центов. Шкала штрафов за ограниченность ассортимента покупки может регулироваться координатором игры в зависимости от струк­туры покупок.

После окончательного расчета стоимости покупки в средних ценах определяется побе­дитель среди покупателей. Целесообразно также подводить итоги торга среди покупате­лей не только по величине стоимости покуп­ки в средних ценах, но и по показателю рен­табельности покупки, определяемому в виде отношения разности между стоимостью по­купки в средних ценах и количеством выдан­ных покупателю денег.

Например, если участник приобрел покуп­ку в средних ценах на 420 монет, а ему было

выдано в начале игры 350 монет, то рентабе­льность покупки равна:

Если стоимость покупки в средних ценах ниже количества выданных денег, то рентабе­льность будет отрицательной, т. е. покупка убыточна. Применение показателя рентабель­ности в качестве критерия рациональности покупки неизбежно в тех случаях, когда поку­патели получают разное количество денег для осуществления покупок, скажем, получая до­полнительные суммы в кредит. В последнем случае первое место устанавливается по мак­симальному показателю рентабельности по­купки с учетом ассортимента товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: