Систематический анализ собственных ошибок дает участникам возможность действительно разобраться, какие из них происходят чаще, чем другие. Привычка анализировать свои ошибки помогает предвидеть их и совершать значительно меньше. Кроме того что участник фиксирует свои ошибки, он слышит ошибки своих партнеров по группе и их анализ. Это помогает в будущем избежать подобных ошибок.
11. «Прощание»
Чувство благодарности -надежный тест моральных качеств человека.
Восточная мудрость
«Прошу всех участников снять свои визитки (или повернуть их именем внутрь), а теперь мы попрощаемся. Все садятся в большой круг. Один из участников встает, подходит к любому сидящему и прощается с ним, например, так: «Саша, до свидания. Мне хочется сказать тебе, что...» Участник обязательно называет его тренинговое имя и продолжает содержательно это предложение. Но если вы не помните имя человека, вы говорите,- «До свидания, извини, я не запомнил, как тебя зовут». Последнюю фразу вам следует произносить обязательно, если вы не помните игровое имя того, к кому обращаетесь».
|
|
Рекомендации ведущему. Таким образом участник прощается со всеми членами группы и садится на свое место. Затем встает следующий, сидящий слева от него, и повторяет процедуру прощания. Она проводится до тех пор, пока все не попрощаются друг с другом. За каждое «Я не запомнил, как тебя зовут» участник получает штраф 1 балл. Тот, кто запомнил всех и правильно обратился к ним, получает 10 баллов премиальных.
Вы внимательно следите за тем, чтобы тот, к кому обращается очередной участник, не поправлял его, называя правильно свое тренинговое имя (по визитке). Просто нужно поблагодарить. Также участник не должен представляться сам, если не помнят его тренинговое имя.
12. Подведение итогов
Пусть дела твои будут такими, какими ты хотел бы их вспоминать на склоне лет.
Марк Аврелий
«Наше занятие заканчивается. Суммируйте полученные баллы. А теперь мы соберемся в большой круг, но по принципу ранжирования. Рядом со мной, справа от меня, садится тот из вас, у кого по итогам этого занятия больше всего баллов. Следующим - другой участник с чуть меньшим результатом и т. д. В итоге получается «ранжированный круг», в котором справа от меня - «лидеры» прошедшего занятия, а слева - «аутсайдеры». Прошу всех по очереди, начиная с лидеров, поделиться своими соображениями о состоявшемся занятии. При этом каждый участник обязательно должен ответить на два вопроса: «Почему я на этом месте? Что я сделал (не сделал),
чтобы быть первым?», «Над чем мне еще надо поработать на следующем занятии? Что я должен для этого сделать?»
|
|
Если что-то осталось недосказанное, чем очень хочется поделиться, обязательно скажите это вслух. Итак, кто хочет взять слово...»
Рекомендации ведущему. Дайте возможность всем желающим поделиться тем, что они хотели бы высказать. В ходе высказываний необходимо следить за тем, чтобы участники давали конкретные ответы на эти вопросы. В случае необходимости напомните им еще раз содержание прошедшего занятия. Обратите особое внимание на тех участников, кто чувствует себя скованно. Им нужны ваши Помощь и теплое, доброе слово. Напомните участникам о месте и времени следующего занятия, перечислите, что нужно принести для работы. Визитки с именами лучше оставить у себя, иначе многие их забудут дома.