Общие сведения об игровой модели. В игре моделируется деятельность несколь­ких фирм, действующих в одном экономиче­ском районе с ограниченной покупательной способностью

В игре моделируется деятельность несколь­ких фирм, действующих в одном экономиче­ском районе с ограниченной покупательной способностью. Участники играют роли совета фирмы. В игре используются только два вида производимой экономической продукции: оборудование и потребительские товары. Эти обобщающие названия помогают избежать чрезмерной детализации, введения более по­дробной номенклатуры промышленной про­дукции и ассортимента потребительских то­варов.

Регламент игры. Игровой производствен­ный цикл длится один календарный год и за­нимает 2 минуты реального времени. В тече­ние игры целесообразно провести до 10 цик­лов. Вся игра с объяснением правил и обсуж­дением результатов занимает до 40 минут. Возможны два варианта проведения игры: а) с четко обозначенным количеством производ­ственных циклов. Эта цифра оговаривается с участниками, чтобы они могли рассчитать свои действия с целью максимизировать по­лучаемый за все игровое время доход; б) с за­ранее неопределенным количеством произ­водственных циклов. В этом случае координа­тор ориентируется на имеющееся в его рас­поряжении время. Но за 1-2 цикла до оконча­ния игры следует предупредить участников об этом, чтобы они смогли сделать оптимальный окончательный расчет своих финансов.

Планируемый результат. Осознание участниками необходимости учитывать име­ющиеся экономические ограничения при при­нятии любого более или менее ответственно­го решения; более глубокое понимание меха­низма спроса и предложения; дополнитель­ный интерес к дальнейшему изучению эконо­мики.

Сценарий игры. Характеристика моде­ли социально-экономической системы (объект и управляющая система). На внут­реннем рынке страны действуют несколько фирм, занятых производством и продажей своей продукции: оборудования промышлен­ного назначения для предприятий и товаров повседневного спроса для населения. Каждая фирма располагает определенными экономи­ческими ресурсами, есть деньги, работники, производственные площади и оборудование. Но эти ресурсы ограничены. Именно эти ог­раничения приходится учитывать совету фир­мы при принятии решения об объемах произ­водства на очередной календарный год. По­скольку фирмы действуют в ограниченном экономическом районе, то их действия с не­избежностью сказываются на цене произве­денной продукции.

Предыстория моделируемой системы. Фирмы имеют опыт производства и реализа­ции собственной продукции именно в дан­ном экономическом регионе, т. е. представля­ют себе примерный объем платежеспособно­го спроса.

Состав и распределение ролей, вклю­чая различие ролевых целей. Участники объединяются в группы по 4-5 человек, пред­ставляя фирмы, в составе которых президент, главный бухгалтер, главный экономист. Оста­льные участники являются членами совета фирмы, который должен принимать решения о деятельности фирмы на предстоящий ка­лендарный год (производственный цикл).

Представление ролей осуществляется уст­но во время вводного этапа игры. В это же время объясняются основные функции каж­дой роли, их различие - за что отвечает каж­дый игрок, входящий в совет фирмы.

Правила игры. Во время очередного ка­лендарного года фирмы действуют самостоя­тельно, без всяких согласований с представи­телями других групп. Прямые контакты, пере­говоры между фирмами запрещены, каждая принимает решение, исходя из представле­ний об объеме платежеспособного спроса и возможных действий других фирм.

Если количество комплектов оборудова­ния, произведенного и предложенного для реализации всеми фирмами, больше объема платежеспособного спроса (по таблице № 2), то в этом случае все фирмы получают за него лишь 50% цены (обычная цена 1 комплекта оборудования - 10 млн монет), то есть 5 млн монет. Это объясняется перепроизводством данного вида продукции - и, как следствие этого перепроизводства, падение цен на рын­ке. Если количество комплектов оборудова­ния меньше, чем требуется потребителям, то фирмы получают двойную цену за каждый произведенный комплект, то есть 20 млн мо­нет. Это объясняется ситуацией дефицита данного вида продукции (оборудования) - и, как следствие этого дефицита, повышение цен на рынке оборудования. Такой же расчет производится и по отношению к количеству партий товаров, которые все фирмы произве­ли в прошедшем году и предложили для реа­лизации населению. При этом учитывается, что обычная цена одной партии товара - 1 млн монет.

Критерии оценки деятельности игро­ков. Основным показателем деятельности фирмы является количество денег на расчет­ном счете.

Описание игровой обстановки. Внутри групп участники общаются устно, вырабаты­вая общее решение. При этом учитывается мне­ние каждого члена совета фирмы, а решение

принимается большинством голосов при ре­шающем слове президента. Принятое решение фиксируется президентом в тетради протоко­лов. Между собой группы не общаются, а сооб­щают о своем решении руководителю игры.

Действия игроков (возможные альтер­нативы решений, включая реализацию «цепочки решений»). Каждая фирма решает самостоятельно (советом фирмы), в какой пропорции будет осуществляться производст­во в течение текущего года, т. е. сколько комп­лектов оборудования и сколько партий това­ров изготовить. При этом фирмы ориентиру­ются на таблицу № 1 «Экономические норма­тивы выпуска продукции» и таблицу № 2.

База данных. Основная информация представлена в таблицах №№ 1 и 2.

Катализаторы. Фирма, которая быстрее всех правильно оформляет и предъявляет свое решение, может поощряться координа­тором (в размере 1-2 млн монет), а фирма, которая не укладывается в отведенное вре­мя (2 минуты реального времени), штрафует­ся координатором (в размере 3-4 млн монет).

Руководство для координатора игры. До проведения игры следует приготовить, размножить в необходимом количестве ос­новную экономическую информацию для каждой фирмы, которые будут действовать в игре, и раздать ее перед началом игры. Если такой возможности нет, то эту информацию следует оформить на классной доске, чтобы она была доступна в любой момент игры всем участникам. Образец информационного лис­та, который выдается участникам, приводится в приложении. Основной документ фирмы -расчетный счет, где отражается финансовое состояние фирмы после окончания очеред­ного календарного года. Также ведется тетрадь протоколов, где фиксируется каждое решение фирмы. Расчетный счет фирмы и тетрадь протоколов выдаются по 1 шт. на фирму.

Руководителю игры целесообразнее вести учет решений фирм и состояния их финансо­вых активов, используя для этого специаль­ную сводную ведомость.

Проведение игры. Вводный этап. Тре­нер предлагает участникам объединиться в небольшие группы. Затем каждая группа ре­шает организационные вопросы: а) придумы­вает название своей фирмы, б) выбирает пре­зидента, главного бухгалтера, главного эконо­миста. После решения этих организационных вопросов координатор предлагает фирмам комплект необходимой для игры экономиче­ской информации и образцы деловой доку­ментации, которую должна вести каждая фир-

ма во время игры. Затем координатор сооб­щает основную экономическую информацию для всех фирм.

Собственно игра. Каждая фирма полно­стью самостоятельно принимает решение об одном из 11 имеющихся вариантов производ­ства, например, вариант № 9. Это означает, что фирма решила в этом году выпустить и предложить потребителям на рынке страны 8 комплектов оборудования и 20 партий това­ров повседневного спроса.

При обсуждении вариантов производства фирмы должны руководствоваться не только экономическими нормативами выпуска про­дукции, приведенными в таблице № 1, но и объемами платежеспособного спроса, кото­рые приведены в таблице № 2. Информация, изложенная в этой таблице, означает, что ес­ли на рынке действуют две фирмы, то плате­жеспособный спрос на оборудование со сто­роны предприятий равен 10 комплектам в год, а население в состоянии купить 100 пар­тий товаров повседневного спроса и т. д. Фир­ма ведет тетрадь протоколов своих производ­ственных совещаний, в которой фиксирует принятые решения. Этот протокол должен подписать президент фирмы и предъявить его координатору игры.

После того, как все фирмы примут реше­ние (завершат процесс производства своей продукции по одному из возможных вариан­тов), руководитель игры суммирует общий выпуск продукции всеми фирмами, отдельно объем оборудования, предложенного фирма­ми для реализации на рынке, и количество партий товаров, предложенных для населе­ния. Имея полную информацию о выпуске обоих видов продукции (оборудования и то­варов), руководитель игры вместе с участни-

ками определяет их цены (см. раздел «Прави­ла игры»). Главный бухгалтер каждой фирмы записывает в расчетный счет полученные де­нежные средства при условии «полной реали­зации» выпущенной продукции.

Затем начинается новый календарный год. В самом начале года фирма проводит произ­водственное совещание, решает вопрос о том, какой вариант производства избрать на этот год, учитывая сложившуюся экономическую конъюнктуру, тактику конкурентов на рынке оборудования и товаров. Принятое решение записывается в тетради протоколов, его под­писывает президент фирмы и сообщает коор­динатору. После заполнения сводной табли­цы координатор объявляет следующий кален­дарный год и каждая фирма должна успеть принять соответствующее решение, исходя из анализа ситуации, которая сложилась на рын­ке оборудования и товаров повседневного спроса за только что прошедший год.

Напомним, что свое решение (из 11 возможных) каждая фирма должна успеть при­нять, оформить и предъявить координатору до окончания текущего года, то есть в течение 2 минут (как установлено правилами игры).

Итоги игры. Итоги деятельности каждой фирмы подводятся по расчетному счету каж­дой фирмы. Основным показателем является общий (суммарный) доход, полученный фир­мой за все производственные циклы.

В случае появления претензий или сомне­ний со стороны других фирм фирма должна предъявить свой расчетный счет и проком­ментировать все статьи дохода, чтобы снять возникшие подозрения. Поэтому участникам следует сразу настоятельно рекомендовать особенно тщательно вести записи в расчет­ном счете, чтобы можно было объяснить по­явление любых денежных сумм.

Заключительная дискуссия может быть посвящена рассмотрению тех аргументов, ко­торые использовали участники, принимая то или иное решение, а также обсуждению атмо­сферы, которая сложилась внутри каждой группы во время игры.

Направления развития игры:

1. Введение более гибкого платежеспособ­ного спроса со стороны предприятий и насе­ления. При обсуждении вариантов своего производства фирмы могут руководствовать­ся следующими объемами платежеспособно­го спроса, которые приведены в таблице.

Информация, изложенная в этой таблице, означает, что если на рынке действуют две фирмы, то платежеспособный спрос на обо­рудование со стороны предприятий составля­ет от 9 до 11 комплектов в год, а население в состоянии купить от 90 до 110 партий това­ров повседневного спроса и т. д.

2. Использование изменяющегося объема платежеспособного спроса предприятий и населения. Примерная экономическая ин­формация приведена в таблице.

Эту информацию координатор сообщает после того, как все фирмы примут решения, зафиксируют их в протоколах и предъявят их. Остальные правила расчета остаются преж­ними. При дефиците цена растет, при излишках и перепроизводстве цена падает.

3. Увеличение количества фирм (групп участников), занятых производством обору­дования и товаров повседневного спроса, то есть ужесточение конкуренции на внутрен­нем рынке страны. В этом случае труднее вес­ти расчеты положения и финансов фирм, но если координатор подготовит заранее специ­альную группу контроля за состоянием фирм из 2-3 учеников, закрепив за каждым из них несколько фирм, то игра пойдет с большим азартом. Соответственно нужно дополнить таблицу № 2 «Объемы платежеспособного спроса предприятий и населения» до необхо­димого количества фирм.

4. Увеличение вариантов решений, кото­рые могут принимать советы фирм при опре­делении своих действий на текущий год -производственный цикл. Например, а) оста­новка производства, за счет этого экономия расходов, связанных с оплатой электроэнергии, заработной платы и т.п. Фирма, остано­вившая на один год производство, получает компенсацию со стороны правительства за сохранение экологии в размере 10 млн.

5. Проведение большого экономического совещания представителей фирм, например, через 5 лет. Основная задача совещания - вы­работать стратегию совместных действий. Различные фирмы могут в ходе этого совеща­ния подписывать протоколы о намерениях на последующие производственные циклы, с тем чтобы получить максимально возможные до­ходы. Протоколы должны быть подписаны полномочным представителем фирмы и со­ставлены в двух экземплярах (или большем количестве по числу сторон, подписавших протокол). Если одна из сторон нарушит под­писанное соглашение, то партнеры могут об­ратиться в арбитражный суд, функции кото­рого выполняет руководитель игры.

5. «Мои ошибки»

Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается.

Менандр

«Теперь мы поработаем с вашим домаш­ним заданием. Приготовьте свой «Дневник ошибок», еще раз внимательно просмотрите записи. Тот, кто не сумел или забыл проана­лизировать свои ошибки дома, штрафуется на 3 балла и делает эту работу сейчас. На это да­ется 5 минут.

На втором этапе все участники объединя­ются в малые группы по 3-4 человека (не бо­льше), желательно с теми, с кем еще не рабо­тали в группах. Каждый член группы зачиты­вает свои записи, комментируя их, и отвечает

на вопросы остальных участников. На это от­водится 10 минут. После выступления всех участников группа оценивает выступление каждого по заданной схеме.

Максимальный балл - 4 ставится общим решением группы тому участнику, который наиболее глубоко и серьезно проанализиро­вал свои ошибки, сделал конструктивные вы­воды и предпринял конкретные шаги, чтобы не повторять подобных ошибок. Этот балл может получить только один из четырех чле­нов группы.

3 балла ставится члену малой группы, ана­лиз которого менее глубок, выводы не столь конструктивны, нет конкретных шагов по предупреждению своих ошибок. Этот балл также может получить только один из участ­ников.

2 балла и 1 балл ставятся остальным чле­нам малой группы в зависимости от глубины анализа, конструктивности выводов и практи­ческой направленности предпринятых шагов.

Время на обсуждение и распределение мест - 3 минуты. Результаты обсуждения и го­лосования в малой группе оформляются спе­циальным протоколом, где должно быть ука­зано место каждого и должны быть подписи всех членов малой группы.

[

Рекомендации ведущему. У членов группы могут возникать трудности с фиксацией или припоминанием сво­их «ошибок». В этих случаях можно посовето­вать вспомнить свои неверные или неэффек­тивные действия в прошлом месяце, в про­шлом году. Главное - это должны быть действия и поступки (ошибки) самого участ­ника, а не его знакомых или родных. Кроме того, члены малой группы должны четко при­держиваться предложенной схемы оценки ра­боты каждого участника. На одном месте в протоколе с одинаковым количеством баллов не должно быть 2 или 3 человека, тем более -всех четверых. Принцип «одно место - один человек» должен быть соблюден неукосните­льно. Если группа не успела завершить работу за отведенное время, все участники лишаются оценок и каждый штрафуется на 4 балла.

6. «Богатенький Буратино» (+)

Мудрый соблюдает меру и в достойных делах.

Ювенал

«Предприниматель должен быть очень рас­четливым, вести постоянный и скрупулезный учет своих финансов, вкладывать свободные денежные средства в прибыльное дело, но вместе с тем ему нужно уметь быть и щедрым. Представьте себе, что вы богатенький Бурати­но. У вас есть 30 золотых монет. Вы можете оставить их все себе, или отдать 30 монет од­ному из членов группы, или отдать, например, одному из участников - 3 монеты, второму -2 монеты, третьему - 10 монет и т. д. Одним словом, вы - хозяин своего богатства и сво­бодны в своих решениях. На то у вас есть ров­но 3 минуты.

Сейчас вы заготовите ведомость, где будете фиксировать ваши расходы (в левой полови­не ведомости) и ваши доходы (в правой поло­вине), т. е. те монеты, которые будут подарены вам другими членами группы. Просьба - по­даренные вам монеты другим не отдавать. Это подарок. Сохраните его.

Итак, если ваша ведомость готова, дейст­вуйте. У вас есть ровно 3 минуты».

Рекомендации ведущему. По исте­чении 3 минут участники подводят итоги. Вы определяете самого щедро­го Буратино, т. е. того, кто больше всех пода­рил своих монет, а затем самого любимого Буратино, т. е. того, кому больше всех подари­ли. Для этого участники подсчитывают по своим ведомостям учета результаты отдельно в правой и левой части. Приведем пример:

Эти записи свидетельствуют о том, что дан­ный участник подарил свои монеты 4 членам группы. Первому - 5 монет (остаток 25 монет), второму подарено 3 монеты (остаток 22 мо­неты) и т. д., а получил подарки этот участник

от троих членов группы. Итоговые показате­ли являются основанием для ранжирования участников: Самый Щедрый Буратино (итоги в левой части) и Самый Любимый Буратино (итоги в правой части). Порядок ранжирова­ния подробно описан в первом занятии (см.: «Моя предприимчивость»).

Количество золотых монет должно быть равным числу членов группы. Если есть воз­можность, можно выдать участникам нужное количество «золотых монет», например, фиш­ками, мелкими монетами, игровыми деньгами из настольных игр и т. п. В этом случае ведо­мость учета заводить необязательно. Если ис­пользуется «натуральный вариант», то время на раздачу монет сокращается до 1 мин. Об­ратите внимание участников на необходи­мость складывать (собирать) подаренные мо­неты отдельно от своих собственных. Вы мо­жете передать функции ведущего этого этюда одному из участников, например, на этапе ранжирования группы.

7. «Инвентаризация, или Модель предпринимателя»

Вырастая, человек становится дельцом или творцом. Неплохо, если он при этом станет Человеком. И. Н. Шевелев

«Для того чтобы достичь цели, необходи­мо, по меньшей мере, четко ее представлять, понимать, к чему идешь. Именно этим мы сей­час и займемся. На первом этапе у каждого из вас есть 10 минут для того, чтобы провести «инвентаризацию» качеств и умений человека и составить собственную модель предпринимателя. Для этого нужно по 10-12 раз запол­нить нижеприведенную таблицу. Эту часть ра­боты вы должны выполнять индивидуально».

Рекомендации ведущему. Просле­дите, чтобы на первом этапе участни­ки работали индивидуально. На вто­ром этапе участники приступают к составле­нию обобщенной модели предпринимателя. Для этого члены группы садятся в большой круг и решают вопрос о процедуре обсужде­ния, кто и в каком порядке будет высказывать­ся, каким образом будут приниматься реше­ния о включении того или иного качества и умения в обобщенную модель. После приня­тия правил процедуры группа приступает к обсуждению модели. Причем задача каждого участника - убедить всех остальных, что именно его предложения наиболее разумны и соответствуют действительности. По количе­ству предложений каждого участника, вклю­ченных группой в обобщенную модель пред­принимателя, определяется его место. Итого­вый балл подсчитывается по принципу «Одно принятое предложение - один балл». Время группового обсуждения модели предприни­мателя - 1 час.

При анализе результатов вы должны обра­тить внимание: а) на качество модели пред­принимателя; сравните хотя бы с той, что описана во введении к этой книге; б) на про-

цедуру обсуждения и поведение при этом каждого участника. Как он действовал? Убеж­дал ли других в своей правоте или был пасси­вен? Не был ли слишком упрям, прислушивал­ся ли к мнению других участников и т. д.

Это очень ценный материал для обсужде­ния поведения участников и самоанализа. По­этому на разбор данного упражнения в режи­ме рефлексии следует отвести примерно 30-40 минут. Во время дискуссии следует дать слово для высказывания собственных сужде­ний и анализа своих действий всем членам группы. Следует поощрять высказывания, но не превращать обсуждение в общий разговор или в пререкания с претензиями. Должно дей­ствовать правило: «Говорит один человек -остальные внимательно слушают. Все вопро­сы задаются только после того, как выступив­ший человек закончил говорить». Это прави­ло трудно соблюдать, особенно в начале ра­боты группы, но этого следует добиваться.




double arrow
Сейчас читают про: