Третье занятие

Действие не всегда приносит счастье, но без него счастья не бывает.

Бенджамин Дизраэли,

писатель и государственный

деятель

Цель занятия - сплотить группу для активного игрового взаимодействия, углубить процесс самоанализа и само­раскрытия участников, развивать их творче­ское мышление, формировать умение эффективно управлять людьми и отработать пред­принимательские навыки.

Рекомендации ведущему. Целесо­образно придерживаться уже сложив­шейся схемы проведения занятия: на­поминание о правилах и учет мнений участ­ников об их изменении и дополнении; психологическая разминка - этюды, включа­ющие участников в активную работу над со­бой; анализ домашнего задания «Дневника ошибок»; основное упражнение занятия и де­ловая игра; анализ выполнения поставленных на данное занятие задач; ж) тестирование и заключительные процедуры: итоговое сумми­рование, ранжирование, ответы на вопросы «Почему я на этом месте?», «Над чем мне еще нужно поработать?»

С этого занятия проведение части упраж­нений и этюдов нужно более активно пору­чать самим участникам. Вы должны разрабо­тать инструкцию по проведению очередного упражнения (лучше, если это будет сделано на машинке или компьютере), передать ее участ­нику, выступающему в роли ведущего, помочь ему разобраться в материале.

Новый ведущий должен провести упражне­ние в соответствии с полученной инструк­цией, оценить действия членов группы, орга­низовать обсуждение. Оценку работы «веду­щего» дает руководитель. На этом занятии на­чинаются активные игровые процедуры, по­зволяющие участникам включаться в модели­руемые экономические отношения, выпол­нять различные функции и тем самым на практике (пусть в игре) проверить свои пред­принимательские способности.

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

1. «Зачем мне нужна группа»

Решительность мышленияпервый шаг в изменении действий.

Джон Дьюи

«Время - это единственный уникальный экономический ресурс, который ни один че­ловек и никакими способами не в состоянии восстановить. Вы - деловой человек, пришли на занятия, а это значительный расход време­ни. Зачем вам нужна группа? Что вы хотите получить, изменить, чего хотите добиться, расходуя такое количество невосполнимого ресурса, как ваше время?

Попробуйте определить свои запросы. Ра­ди чего вы тратите свое время? Может быть, более целесообразно использовать его по-другому, например, прочитать и законспекти­ровать новую книг)' об основах предпринима­тельства или просто отдохнуть, сходив в те­атр или в казино. Итак, зачем вам нужна груп­па? Четко и ясно ответьте на этот вопрос. Время на индивидуальную работу - до 5 ми­нут».

Рекомендации ведущему. Затем участники садятся в общий круг и за­читывают свои ответы на поставлен­ный вопрос. Группа оценивает ответы по 3-балльной шкале. Если участник получает О, он уходит на скамейку штрафников (отдель­но стоящие стулья) и в свою ведомость учета результатов работы записывает штраф - 3 бал­ла. Он имеет право активно включиться в ра­боту группы только после того, как даст чет-

кие ответы на поставленные вопросы. Воз­можен вариант работы в малых группах по 7-8 человек.

2. «Начало деловой встречи»

Кто просит робко, напросится на отказ.

Сенека-младший

«Умение устанавливать контакты позволя­ет предпринимателю успешно вести дела. Сейчас мы проведем серию деловых встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нуж­но легко и приятно войти в контакт, решить вопрос в свою пользу и так же приятно рас­статься». Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний, неподвиж­ный (участники стоят спиной к центру крута) и внешний, подвижный (участники располо­жены лицом к центру круга).

По моему сигналу все участники внешнего ' круга делают одновременно 1 или 2 шага впра­во (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько.

Примеры ситуации «начало деловой встре­чи»:

1. «Перед вами человек, которого вы хоро­шо знаете. Это ваш постоянный клиент, (парт­нер, заказчик и т. п.). Предложите ему новый контракт».

Время на установление контакта, приветст­вие, обмен любезностями и проведение бесе­ды - 3-4 минуты. Затем по сигналу участники должны в течение 1 мин. закончить начатую беседу, самостоятельно оценить работу друг друга по 3-балльной шкале, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.

2. «Перед вами неизвестный человек. Это, возможно, ваш будущий партнер (клиент, за­казчик, поставщик и т. п.). Вы крайне заинте­ресованы в положительном результате этой встречи. Покажите себя достойным деловым партнером».

3. «Перед вами руководитель делегации фирмы, с которой вы намерены расторгнуть все деловые отношения, но фирма настаивает на выполнении ранее подписанного контрак­та. Найдите нужные слова, а главное - аргу­менты для решения вопроса в свою пользу. Причем расстаться вы должны добрыми дру­зьями».

4. «Перед вами руководитель профсоюзной организации, требующий значительного по­вышения заработной платы работникам фир­мы, которую вы возглавляете. Откажите ему, но так, чтобы работники не уволились с ва­шей фирмы и не перешли к вашим конкурен­там».

5. «Перед вами налоговый инспектор. Убе­дите его в том, что вы имеете право на целый ряд налоговых льгот в связи со спецификой деятельности вашей фирмы».

Рекомендации ведущему. Вам сле­дует обратить внимание участников не только на то, как они вступают в контакт, начиная деловую встречу, но и на то, как они выходят из разговора, причем в очень ограниченное время. После очередного пере­хода, смены партнеров, задавая ситуацию, вы определяете конкретные роли для каждого круга: например, внутренний круг играет роль налогового инспектора, а внешний - руково­дителя фирмы или предпринимателя. Целесо­образно отводить достаточно времени на об­суждение партнерами результатов проведен­ной встречи.

3. «Эффективное убеждение»

Не все, что интересно тебе, нравится другим.

П. Ручт, психолог

«Для эффективного ведения деловых пере­говоров важно уметь убеждать своих партне­ров, показывая им преимущества обеих сто­рон, получаемые в результате предлагаемой сделки. Давайте потренируем свое умение убеждать деловых партнеров. Для этого в те­чение 3-4 минут составьте тезисы (план, кон­спект) своего выступления с целью убедить слушателя в том, что предложение, которое вы делаете, является самым выгодным среди всех других.

Вы должны самостоятельно выбрать в ка­честве делового предложения конкретный ва­риант такого предложения, составить план своего выступления.

В тезисах своего сообщения желательно подчеркнуть деловые преимущества вашего предложения и ваши собственные выгоды, так как партнер должен знать, на что вы сами рас­считываете».

Рекомендации ведущему. Затем участники объединяются в малые группы по 4-5 человек и по вашему сигналу начинают в порядке очередности вы­ступать со своими деловыми предложениями, рассказывая об их выгодах, убеждая в этом остальных членов малой группы. Время, отво­димое каждому участнику, - 2 минуты. Вы сле­дите за соблюдением регламента, периодиче­ски объявляя об истечении отведенных 2 ми­нут, но в работу групп не вмешивайтесь. Участники должны самостоятельно давать друг другу слово для выступления. После вы­ступления всех участников вы даете еще 5 ми-

нут на вопросы друг к другу, а также на рас­пределение мест в каждой малой группе (по принципу «один человек - одно место») и оформление соответствующего протокола.

4. Деловая игра

«Рыночная активность

предпринимателя»

Самый лучший вид слова - это дело.

Хосе Марти

Цель игры. Экономическая жизнь общества представлена не только про­изводством товаров и услуг и их роз­ничной торговлей, что чаще всего видит обычный гражданин, выступающий в роли покупателя. Огромное значение имеет опто­вая торговля, которая практикуется большин­ством предприятий и фирм. Игра проводится для того, чтобы ознакомить участников с ме­ханизмом оптовой торговли, показать ее осо­бенности.

Задачи игры: раскрытие экономиче­ских понятий; отработка навыков за­полнения деловой документации; формирование установки на активные само­стоятельные действия в условиях рыночной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: