Действие не всегда приносит счастье, но без него счастья не бывает.
Бенджамин Дизраэли,
писатель и государственный
деятель
Цель занятия - сплотить группу для активного игрового взаимодействия, углубить процесс самоанализа и самораскрытия участников, развивать их творческое мышление, формировать умение эффективно управлять людьми и отработать предпринимательские навыки.
Рекомендации ведущему. Целесообразно придерживаться уже сложившейся схемы проведения занятия: напоминание о правилах и учет мнений участников об их изменении и дополнении; психологическая разминка - этюды, включающие участников в активную работу над собой; анализ домашнего задания «Дневника ошибок»; основное упражнение занятия и деловая игра; анализ выполнения поставленных на данное занятие задач; ж) тестирование и заключительные процедуры: итоговое суммирование, ранжирование, ответы на вопросы «Почему я на этом месте?», «Над чем мне еще нужно поработать?»
С этого занятия проведение части упражнений и этюдов нужно более активно поручать самим участникам. Вы должны разработать инструкцию по проведению очередного упражнения (лучше, если это будет сделано на машинке или компьютере), передать ее участнику, выступающему в роли ведущего, помочь ему разобраться в материале.
Новый ведущий должен провести упражнение в соответствии с полученной инструкцией, оценить действия членов группы, организовать обсуждение. Оценку работы «ведущего» дает руководитель. На этом занятии начинаются активные игровые процедуры, позволяющие участникам включаться в моделируемые экономические отношения, выполнять различные функции и тем самым на практике (пусть в игре) проверить свои предпринимательские способности.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. «Зачем мне нужна группа»
Решительность мышления — первый шаг в изменении действий.
Джон Дьюи
«Время - это единственный уникальный экономический ресурс, который ни один человек и никакими способами не в состоянии восстановить. Вы - деловой человек, пришли на занятия, а это значительный расход времени. Зачем вам нужна группа? Что вы хотите получить, изменить, чего хотите добиться, расходуя такое количество невосполнимого ресурса, как ваше время?
Попробуйте определить свои запросы. Ради чего вы тратите свое время? Может быть, более целесообразно использовать его по-другому, например, прочитать и законспектировать новую книг)' об основах предпринимательства или просто отдохнуть, сходив в театр или в казино. Итак, зачем вам нужна группа? Четко и ясно ответьте на этот вопрос. Время на индивидуальную работу - до 5 минут».
Рекомендации ведущему. Затем участники садятся в общий круг и зачитывают свои ответы на поставленный вопрос. Группа оценивает ответы по 3-балльной шкале. Если участник получает О, он уходит на скамейку штрафников (отдельно стоящие стулья) и в свою ведомость учета результатов работы записывает штраф - 3 балла. Он имеет право активно включиться в работу группы только после того, как даст чет-
кие ответы на поставленные вопросы. Возможен вариант работы в малых группах по 7-8 человек.
2. «Начало деловой встречи»
Кто просит робко, напросится на отказ.
Сенека-младший
«Умение устанавливать контакты позволяет предпринимателю успешно вести дела. Сейчас мы проведем серию деловых встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, решить вопрос в свою пользу и так же приятно расстаться». Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний, неподвижный (участники стоят спиной к центру крута) и внешний, подвижный (участники расположены лицом к центру круга).
По моему сигналу все участники внешнего ' круга делают одновременно 1 или 2 шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько.
Примеры ситуации «начало деловой встречи»:
1. «Перед вами человек, которого вы хорошо знаете. Это ваш постоянный клиент, (партнер, заказчик и т. п.). Предложите ему новый контракт».
Время на установление контакта, приветствие, обмен любезностями и проведение беседы - 3-4 минуты. Затем по сигналу участники должны в течение 1 мин. закончить начатую беседу, самостоятельно оценить работу друг друга по 3-балльной шкале, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.
2. «Перед вами неизвестный человек. Это, возможно, ваш будущий партнер (клиент, заказчик, поставщик и т. п.). Вы крайне заинтересованы в положительном результате этой встречи. Покажите себя достойным деловым партнером».
3. «Перед вами руководитель делегации фирмы, с которой вы намерены расторгнуть все деловые отношения, но фирма настаивает на выполнении ранее подписанного контракта. Найдите нужные слова, а главное - аргументы для решения вопроса в свою пользу. Причем расстаться вы должны добрыми друзьями».
4. «Перед вами руководитель профсоюзной организации, требующий значительного повышения заработной платы работникам фирмы, которую вы возглавляете. Откажите ему, но так, чтобы работники не уволились с вашей фирмы и не перешли к вашим конкурентам».
5. «Перед вами налоговый инспектор. Убедите его в том, что вы имеете право на целый ряд налоговых льгот в связи со спецификой деятельности вашей фирмы».
Рекомендации ведущему. Вам следует обратить внимание участников не только на то, как они вступают в контакт, начиная деловую встречу, но и на то, как они выходят из разговора, причем в очень ограниченное время. После очередного перехода, смены партнеров, задавая ситуацию, вы определяете конкретные роли для каждого круга: например, внутренний круг играет роль налогового инспектора, а внешний - руководителя фирмы или предпринимателя. Целесообразно отводить достаточно времени на обсуждение партнерами результатов проведенной встречи.
3. «Эффективное убеждение»
Не все, что интересно тебе, нравится другим.
П. Ручт, психолог
«Для эффективного ведения деловых переговоров важно уметь убеждать своих партнеров, показывая им преимущества обеих сторон, получаемые в результате предлагаемой сделки. Давайте потренируем свое умение убеждать деловых партнеров. Для этого в течение 3-4 минут составьте тезисы (план, конспект) своего выступления с целью убедить слушателя в том, что предложение, которое вы делаете, является самым выгодным среди всех других.
Вы должны самостоятельно выбрать в качестве делового предложения конкретный вариант такого предложения, составить план своего выступления.
В тезисах своего сообщения желательно подчеркнуть деловые преимущества вашего предложения и ваши собственные выгоды, так как партнер должен знать, на что вы сами рассчитываете».
Рекомендации ведущему. Затем участники объединяются в малые группы по 4-5 человек и по вашему сигналу начинают в порядке очередности выступать со своими деловыми предложениями, рассказывая об их выгодах, убеждая в этом остальных членов малой группы. Время, отводимое каждому участнику, - 2 минуты. Вы следите за соблюдением регламента, периодически объявляя об истечении отведенных 2 минут, но в работу групп не вмешивайтесь. Участники должны самостоятельно давать друг другу слово для выступления. После выступления всех участников вы даете еще 5 ми-
нут на вопросы друг к другу, а также на распределение мест в каждой малой группе (по принципу «один человек - одно место») и оформление соответствующего протокола.
4. Деловая игра
«Рыночная активность
предпринимателя»
Самый лучший вид слова - это дело.
Хосе Марти
Цель игры. Экономическая жизнь общества представлена не только производством товаров и услуг и их розничной торговлей, что чаще всего видит обычный гражданин, выступающий в роли покупателя. Огромное значение имеет оптовая торговля, которая практикуется большинством предприятий и фирм. Игра проводится для того, чтобы ознакомить участников с механизмом оптовой торговли, показать ее особенности.
Задачи игры: раскрытие экономических понятий; отработка навыков заполнения деловой документации; формирование установки на активные самостоятельные действия в условиях рыночной экономики.