Общие сведения об игровой модели

В игре моделируются экономические процес­сы производства (выпуска) продукции - по­требительских товаров и их оптовая реализа­ция на свободном рынке.

Упрощения. В игре используется ассор­тимент из 15 наименований товаров без рас­крытия процесса производства. В игре не ис-

пользуются налоговые ставки, нет учета транспортных и иных накладных расходов.

Регламент игры. Игра может продолжа­ться до тех пор, пока у участников есть на ру­ках нереализованная продукция. Другой вари­ант - четко определенное время, например, 20 минут на основной этап ее проведения.

Планируемый результат. Понимание участниками отличия оптовой торговли от розничной.

Характеристика модели социально-экономической системы. В игре воспроиз­водится деятельность предприятия (фирмы), которое действует на внутреннем рынке определенного региона. Это предприятие за­интересовано в выпуске продукции, которая будет пользоваться повышенным спросом, но и одновременно ему требуется приобретать продукцию других предприятий, чтобы обес­печить своих работников необходимыми то­варами.

Предыстория. Предприниматели уже не первый год заняты производством потребите­льских товаров. Поэтому у каждого предпри­нимателя 500 000 монет на первичные покуп­ки. Эта сумма фиксируется записью № 1 на лицевом счете участника, который ведется всеми в ходе игры.

Состав и распределение ролей, вклю­чая различие ролевых целей. Все участни­ки выступают в роли предпринимателей, вы­пускающих собственную продукцию потре­бительского назначения (товары для населе­ния). Функции управляющего товарной бир­жей выполняет один из участников.

Представление ролей осуществляется устно во время вводного этапа игры или до ее

начала с помощью информационных лист­ков, которые получают все игроки.

Правила игры. В игре запрещены бартер­ный обмен и организация торговых коопера­тивов. Каждый участник имеет право выпус­кать не более 4 видов товаров из перечня, который предлагается руководителем игры. Это может делать управляющий товарной бир­жей.

Перечень товаров, предлагаемых для производства и реализации, включает в себя 15 наименований с указанием максимальной партии товара, которую может выпустить один предприниматель. Но он может выпус­тить и меньше, чем указано в перечне. Участ­ники свободны в выборе партии товаров, т. е. несколько человек могут одновременно выпу­скать одинаковый товар.

Критерии оценки деятельности игро­ков. Оценка действий участников осуществ­ляется с помощью ранжирования по итогам игры, но ранговое место умножается на коэф­фициент «2».

Формы взаимодействия игроков опре­деляются необходимостью реализации собст­венной произведенной продукции и приоб­ретением остального ассортимента по наибо­лее выгодной цене. Поэтому участники взаи­модействуют друг с другом, оформляя резуль­таты сделок с помощью деловой документа­ции.

Действия игроков (возможные аль­тернативы решений, включая реализа­цию «цепочки решений»). Игроки вправе принимать любое возможное решение-, а) по выпускаемому ассортименту, т. е. сделать вы­бор, какой товар производить во время оче­редного производственного цикла; б) по при­обретению недостающих товаров, т. е. ре­шать, у кого и по какой цене приобретать не­обходимые товары.

Руководство для координатора игры. В ходе игры каждый участник заполняет и ве­дет балансовую ведомость выпуска и реализа­ции своего товара. Целесообразно заранее за­готовить и вести балансовую ведомость по следующему образцу.

Балансовая ведомость выпуска и реализации продукции

Наименование товара________________

Такая ведомость ведется на каждый товар. При совершении покупок участник ведет лист покупателя.

Лист покупателя

ИТОГО:______________

Подбор и подготовка участников иг­ры. Специальной подготовки участников не требуется. Ведущему игру необходимо хоро­шо понимать, что чем больше предпринима­телей выпускают один и тот же вид товара, тем больше его будет на внутреннем рынке и, следовательно, цена на этот вид товара будет ниже, чем рассчитывают предприниматели. И чем меньше предпринимателей выпускают

один и тот же вид товара, тем меньше его на внутреннем рынке и, следовательно, цена на тот товар будет выше, так как желающих ку­пить данный товар будет много. Значит, вы­ручка предпринимателя, который выпускает данный товар и продает его, будет выше, чем у других.

Проведение игры. Вводный этап. До выхода на свободный рынок каждый участ­ник заполняет левую часть балансовой ведо­мости, указывая наименование товара, коли­чество выпущенных партий товаров, обязате­льно ориентировочную продажную цену за партию товара. Разумеется, участник вписыва­ет цену товара, ориентируясь на примерный спрос на этот товар на внутреннем (игровом) рынке. Именно с этой ориентировочной це­ны участник и начинает свои торги, реализуя товар. Затем участники выходят на свобод­ный рынок и начинают продавать свои това­ры, самостоятельно определяя их реальные • продажные цены.

Собственно игра. Задача каждого участ­ника - реализовать весь свой товар по макси­мально возможной цене. При этом все участ­ники одновременно выступают и в роли поку­пателей. Они должны купить не менее четы­рех видов товаров у других предпринимате­лей. Принцип - «4 = 4», то есть -участник дол­жен приобрести на свободном рынке количе­ство партий товаров не меньшее, чем он вы­пускает сам.

Участник может купить на эту7 сумму опре­деленное количество партий товаров, но все остальные покупки он делает, используя соб­ственную выручку, то есть деньги, которые он получает от реализации своей продукции. При этом сначала нужно продать свой товар, вписать вырученную сумму на свой лицевой счет в графу «Приход» и лишь после этого

можно купить товар у других участников. Ра­зумеется, каждый участник может расходо­вать на приобретение товаров суммы, находя­щиеся на его собственном лицевом счете, не выходя за пределы имеющихся сумм.

Например, один из участников решил про­изводить и продавать шубы женские. Он вы­пустил две максимально возможных партии -по 10 шт. и указал ориентировочную цену за партию - 30 000 монет. После торгов его ба­лансовая ведомость выглядит следующим об­разом:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: