В игре моделируются экономические процессы производства (выпуска) продукции - потребительских товаров и их оптовая реализация на свободном рынке.
Упрощения. В игре используется ассортимент из 15 наименований товаров без раскрытия процесса производства. В игре не ис-
пользуются налоговые ставки, нет учета транспортных и иных накладных расходов.
Регламент игры. Игра может продолжаться до тех пор, пока у участников есть на руках нереализованная продукция. Другой вариант - четко определенное время, например, 20 минут на основной этап ее проведения.
Планируемый результат. Понимание участниками отличия оптовой торговли от розничной.
Характеристика модели социально-экономической системы. В игре воспроизводится деятельность предприятия (фирмы), которое действует на внутреннем рынке определенного региона. Это предприятие заинтересовано в выпуске продукции, которая будет пользоваться повышенным спросом, но и одновременно ему требуется приобретать продукцию других предприятий, чтобы обеспечить своих работников необходимыми товарами.
|
|
Предыстория. Предприниматели уже не первый год заняты производством потребительских товаров. Поэтому у каждого предпринимателя 500 000 монет на первичные покупки. Эта сумма фиксируется записью № 1 на лицевом счете участника, который ведется всеми в ходе игры.
Состав и распределение ролей, включая различие ролевых целей. Все участники выступают в роли предпринимателей, выпускающих собственную продукцию потребительского назначения (товары для населения). Функции управляющего товарной биржей выполняет один из участников.
Представление ролей осуществляется устно во время вводного этапа игры или до ее
начала с помощью информационных листков, которые получают все игроки.
Правила игры. В игре запрещены бартерный обмен и организация торговых кооперативов. Каждый участник имеет право выпускать не более 4 видов товаров из перечня, который предлагается руководителем игры. Это может делать управляющий товарной биржей.
Перечень товаров, предлагаемых для производства и реализации, включает в себя 15 наименований с указанием максимальной партии товара, которую может выпустить один предприниматель. Но он может выпустить и меньше, чем указано в перечне. Участники свободны в выборе партии товаров, т. е. несколько человек могут одновременно выпускать одинаковый товар.
Критерии оценки деятельности игроков. Оценка действий участников осуществляется с помощью ранжирования по итогам игры, но ранговое место умножается на коэффициент «2».
Формы взаимодействия игроков определяются необходимостью реализации собственной произведенной продукции и приобретением остального ассортимента по наиболее выгодной цене. Поэтому участники взаимодействуют друг с другом, оформляя результаты сделок с помощью деловой документации.
|
|
Действия игроков (возможные альтернативы решений, включая реализацию «цепочки решений»). Игроки вправе принимать любое возможное решение-, а) по выпускаемому ассортименту, т. е. сделать выбор, какой товар производить во время очередного производственного цикла; б) по приобретению недостающих товаров, т. е. решать, у кого и по какой цене приобретать необходимые товары.
Руководство для координатора игры. В ходе игры каждый участник заполняет и ведет балансовую ведомость выпуска и реализации своего товара. Целесообразно заранее заготовить и вести балансовую ведомость по следующему образцу.
Балансовая ведомость выпуска и реализации продукции
Наименование товара________________
Такая ведомость ведется на каждый товар. При совершении покупок участник ведет лист покупателя.
Лист покупателя
ИТОГО:______________
Подбор и подготовка участников игры. Специальной подготовки участников не требуется. Ведущему игру необходимо хорошо понимать, что чем больше предпринимателей выпускают один и тот же вид товара, тем больше его будет на внутреннем рынке и, следовательно, цена на этот вид товара будет ниже, чем рассчитывают предприниматели. И чем меньше предпринимателей выпускают
один и тот же вид товара, тем меньше его на внутреннем рынке и, следовательно, цена на тот товар будет выше, так как желающих купить данный товар будет много. Значит, выручка предпринимателя, который выпускает данный товар и продает его, будет выше, чем у других.
Проведение игры. Вводный этап. До выхода на свободный рынок каждый участник заполняет левую часть балансовой ведомости, указывая наименование товара, количество выпущенных партий товаров, обязательно ориентировочную продажную цену за партию товара. Разумеется, участник вписывает цену товара, ориентируясь на примерный спрос на этот товар на внутреннем (игровом) рынке. Именно с этой ориентировочной цены участник и начинает свои торги, реализуя товар. Затем участники выходят на свободный рынок и начинают продавать свои товары, самостоятельно определяя их реальные • продажные цены.
Собственно игра. Задача каждого участника - реализовать весь свой товар по максимально возможной цене. При этом все участники одновременно выступают и в роли покупателей. Они должны купить не менее четырех видов товаров у других предпринимателей. Принцип - «4 = 4», то есть -участник должен приобрести на свободном рынке количество партий товаров не меньшее, чем он выпускает сам.
Участник может купить на эту7 сумму определенное количество партий товаров, но все остальные покупки он делает, используя собственную выручку, то есть деньги, которые он получает от реализации своей продукции. При этом сначала нужно продать свой товар, вписать вырученную сумму на свой лицевой счет в графу «Приход» и лишь после этого
можно купить товар у других участников. Разумеется, каждый участник может расходовать на приобретение товаров суммы, находящиеся на его собственном лицевом счете, не выходя за пределы имеющихся сумм.
Например, один из участников решил производить и продавать шубы женские. Он выпустил две максимально возможных партии -по 10 шт. и указал ориентировочную цену за партию - 30 000 монет. После торгов его балансовая ведомость выглядит следующим образом: