Необходимо изготовить по 1-2 отчета для каждой фирмы. Для облегчения расчетов в команде желателен калькулятор.
Подбор и подготовка участников игры. Специальной подготовки участников в этой игре не требуется.
Проведение игры. Вводный этап. Координатор сообщает всем группам исходные данные, характеризующие начальное состояние фирмы, ее производственный потенциал и ресурсы. Еще раз подчеркнем, что стартовые условия для всех фирм одинаковые.
Собственно игра. Игра заключается в том, что в начале каждого производственного цикла команды принимают решение о закупке оборудования и распределении прибыли по трем позициям: расходы на оборудование, расходы на науку и образование, накопление денежных средств из прибыли. Определив количество закупаемого оборудования, а затем и общее количество оборудования, имеющегося у фирмы, руководство устанавливает объем выпускаемой продукции в соответствии с заданной производительностью одного станка (смотрите исходные показатели).
|
|
Выработанный план производства сообщается президентами координатору игры, после чего координатор объявляет о базовых рыночных ценах на продукцию в течение данного цикла, а также о спросе и объеме закупок. В то же время координатор вправе ограничивать закупки той продукции, которая не обеспечивает высокое качество, необходимое потребителю. О качестве продукции координатор судит, исходя из закупок фирмой нового оборудования и расходов на науку и образование рабочих.
Цена продукции складывается из базовой рыночной цены на продукцию стандартного качества и надбавки к цене. Надбавка за качество зависит от вложений, сделанных фирмой в науку и образование работников в предыдущем цикле. Размер надбавки представляет полуторакратную долю вложений за предыдущий цикл. Например, выручка фирм! от реализации продукции за цикл составил 2 млн м. Фирма направила на научные исследования и образование работников 200 тыс. м что составило 10% от выручки.
Следовательно, фирма имеет право в еле дующем цикле поднять рыночную цену свое продукции на 15%, т. е. вместо 1000 м. одна пара обуви этой фирмы будет стоить 1150 у. Эта надбавка сохраняется в течение всех циклов игры. Кроме того, каждое последующее вложение в науку и образование приводит вновь к улучшению качества и, соответствен но, повышению цены. Таким образом, инстиции в науку и образование, приводящие iповышению качества продукции, поощряются и повышением цены, и ограничениями за закупку продукции, не обладающей требуемым качеством.
Исходя из объявленной координатор-цены и спроса, фирмы принимают решение об объеме реализации продукции, использую, в том числе возможность изъятия со склада готовой продукции - ранее изготовленной обуви. Партии товара, взятые со склада, продаются только по базовым ценам, т. е. без надбавки за качество. Кроме того, фирма может (или вынуждена вследствие отсутствия спроса) отправить часть своей продукции на склад. Далее в соответствии с объемом реализации, базовой ценой продукции и надбавками к цене каждая фирма устанавливает и заносит в отчет выручку от реализации за данный цикл. Затем она определяет себестоимость продукции, суммируя материальные затраты, затраты на заработную плату, амортизацию оборудования (в соответствии с исходными показателями).
|
|
Далее определяется прибыль как разность между ценой и себестоимостью. Потом начинается планирование деятельности фирмы на следующий цикл, т. е. устанавливается величина расходов на приобретение оборудования, на науку и образование, накопления из прибыли, а также остаток денег на счетах фирмы. Этим завершается отчет о деятельности фирмы за данный цикл.
Итоги игры. Для подведения итогов деятельности фирм используются два показателя: а) прибыль, полученная фирмой, б) величина финансовых активов фирмы на конец цикла. Финансовые активы исчисляются в виде суммы стоимости запасов продукции на складе по базовым ценам данного цикла, стоимости имеющегося у фирмы оборудования и остатка денег на счетах фирмы (п. 2 + п. 6 + п. 17).
При подведении итогов всей игры и окончательном установлении мест, занятых в процессе конкуренции, принимается во внимание величина финансовых активов фирмы, образовавшихся в итоге деятельности. Возможен вариант игры, в котором итоговым критерием служит суммарная прибыль, полученная фирмой за все время существования.
4. «Перспектива»
Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать.
Конфуций
«Мы уже заканчиваем свою работу! Что-то изменилось в каждом из нас, каждый сделал определенные открытия и в себе, и в окружающих. Над чем-то мы успели поработать, но
этим не заканчивается процесс саморазвития и самосовершенствования. Впереди большая и серьезная работа. Поэтому основная часть этого занятия отводится стратегическому планированию.
Цели, которые вы ставите перед собой, должны быть реальны и достижимы в обозримом будущем. Отвечая на вопросы, опирайтесь на свой жизненный опыт и опыт, приобретенный в группе».