Пояснительная записка. Специальность 030301. 65 - «психология»

ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Рабочая программа

Специальность 030301.65 - «Психология»

Санкт-Петербург - 2008

Рецензенты:

Л.В. Куликов

доктор психологических наук, профессор

(Санкт-Петербургский государственный университет)

Н.Г. Винокурова

доктор педагогических наук, профессор

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

Иванова С.П., Кузьменкова Л. В., Травина А.А.

Теории и концепции психологической помощи: рабочая программа учебной дисциплины по специальности 030301.65 - «Психология» / Под общей ред. В.С. Артамонова. – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. – 20 с.

Рабочая программа учебной дисциплины «Теории и концепции психологической помощи» разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 030301.65 «Психология», а также квалификационных характеристик.

Рабочая программа учебной дисциплины «Теории и концепции психологической помощи» предназначена для слушателей очной и заочной форм обучения обучающихся по специальности 030301.65 – «Психология». Рассмотрена на заседании Ученого совета Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и рекомендована в качестве рабочей программы (протокол № 7 от «28» марта 2007 года).

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Теории и концепции психологической помощи» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030301.65 – «Психология», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.

Цель изучения дисциплины – знакомство студентов, курсантов и слушателей с наиболее известными концепциями и методами оказания психологической помощи, сложившимися на Западе и использующимися в практике психологического консультирования

В соответствии с целью и задачами учебного курса на основе государственного образовательного стандарта разработано содержание настоящей программы и тематические планы для курсантов, студентов и слушателей всех форм обучения.

В результате изучения дисциплины курсанты, студенты и слушатели должны:

знать:

· определения, классификации и свойства изучаемых теорий и концепций психологической помощи, свободно оперируя понятиями и категориями;

· методологический аппарат и основные направления исследований в области теорий и концепций психологической помощи;

· базовые представления об основных подходах к работе с клиентом, сложившиеся на Западе, методологические основах этих подходов.

·

· нормы, правила и принципы проведения этнопсихологических исследований;

· условия и предпосылки достижения профессионализма в межнациональных отношениях;

· особенности деятельности профессионала в области межнациональных отношений,

· направления и методы учета закономерностей устойчивого социального прогнозирования на основе анализа специфики проявления этнопсихологических феноменов в процессе совместного взаимодействия и взаимоотношений представителей различных наций и народов;

уметь:

· решать задачи, соответствующие его квалификации на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска;

· ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

· участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

· владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

· использовать базовые установки относительно организации и проведения консультативной беседы с учетом постулатов наиболее известных направлений оказания психологической помощи, сложившихся на Западе.

· анализировать ситуацию необходимости оказания консультативной помощи по личностным проблемам с позиций наиболее известных западных психотерапевтических подходов,

· способность решать практическую задачу, связанную с консультированием, в опоре на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном мировом психологическом знании

иметь представление:

· об истории развития теорий и концепций психологической помощи;

· об основных актуальных проблемах в области теорий психологической помощи и современных перспективных направлениях исследований;

· о функциях, методах работы и взаимодействии научных, профессиональных, образовательных и общественных объединений специалистов-психологов в данной отрасли;

· о ведущих научных и научно-популярных периодических изданиях в области теорий психологической помощи.

Организационными формами изучения дисциплины являются лекции, семинарские и практические занятия.

Часть учебного материала планируется для самостоятельной работы в соответствии с разрабатываемыми методическими рекомендациями.

Дисциплина имеет объем 100 часов, из которых на проведение лекций отводится 18 часов, семинарских занятий – 16 часов, практических занятий – 16 часов и самостоятельную работу – 50 часов.

Формой итогового контроля является экзамен в 6 семестре.

Слушатели заочной формы обучения выполняют контрольную работу и сдают зачёт после изучения основного курса, который рассчитан на 100 часов. На проведение лекций отводится – 4 часа, семинарские занятия – 4 часа, практических занятий – 4 часа, самостоятельная работа – 88 часов.

Распределение объема часов по видам учебных занятий приведено в тематических планах.

Практические занятия проводятся двумя преподавателями.

Вариативность образовательного процесса реализуется посредством изменения количества часов, отводящихся на изучение отдельных тем, их объединением, а так же выполнением самостоятельных работ по тематике, предусмотренной в данной программе.

Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение отдельных вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях и других видах учебных занятий, определение места полученных знаний в своей будущей профессии.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1

по дисциплине «ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»

для очной формы обучения.

Общее количество часов — 100,

аудиторных занятий — 50 ч., самостоятельная работа — 50 ч.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий
Всего Лекции Семинары Практ. занятия Контр. работа Зачет Сам. работа
               
Тема 1. Общая характеристика гуманистически-ориентированного консультирования.              
Тема 2. Клиент-центрированный подход Карла Роджерса.              
Тема 3. Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя.              
Тема 4. Логотерапия Виктора Франкла.              
Тема 5. Концептуальные основы гештальт-терапии.              
Тема 6. Техники и приемы работы, используемые в гештальтерапии.              
Тема 7. Поведенчески-ориентированное консультирование.              
Тема 8. Использование методов подкрепления в психологическом консультировании.              
Тема 9. Терапия фиксированных ролей Джорджа Келли.              
Тема 10. Нейролингвистическое программирование.              
Тема 11. Другие концепции и методы оказания психологической помощи.              
Экзамен              
Всего:100/50/6              

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 2

по дисциплине «ТЕОРИИ И КОНЦЕПЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ»

для заочной формы обучения.

Общее количество часов — 100,

аудиторных занятий — 12 ч., самостоятельная работа — 88 ч.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ Распределение учебного времени в часах по видам учебных занятий  
Всего Лекции Семинары Практ. занятия Контр. работа Зачет Сам. работа  
               
Тема 1. Общая характеристика гуманистически-оринетированного консультирования.              
Тема 2. Клиент-центрированный подход Карла Роджерса.              
Тема 3. Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя.              
Тема 4. Логотерапия Виктора Франкла.              
Тема 5. Концептуальные основы гештальт-терапии.              
Тема 6. Техники и приемы работы, используемые в гештальтерапии.              
Тема 7. Поведенчески-ориентированное консультирование.              
Тема 8. Использование методов подкрепления в психологическом консультировании.              
Тема 9. Терапия фиксированных ролей Джорджа Келли.              
Тема 10. Нейролингвистическое программирование.              
Тема 11. Другие концепции и методы оказания психологической помощи.              
Экзамен              
Всего:100/12/6         +    
                     


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: