Для преподавателя

Компетентность в области введения в психологический практикум необходима студенту-бакалавру, получающему подготовку по направлению подготовки «Психология», как база для освоения других дисциплин профессионального цикла, в числе которых «Психологический практикум по методам исследования познавательных процессов», «Практикум по психометрическим основам психологического исследования», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Математические методы в психологии».

Освоение дисциплины «Введение в психологический практикум» обеспечивает подготовку бакалавров к таким видам будущей профессиональной деятельности, как:

научно-исследовательская деятельность (определение методологической основы научного психологического исследования; разработка концептуальных моделей исследования различных аспектов психики; подбор методов и методик, планирование и организация проведения конкретных эмпирических исследований современной проблематики личности, анализ и интерпретация полученных результатов);

практическая деятельность (подбор и разработка методов сбора первичных данных; составление психологических и психодиагностических заключений и рекомендаций по их использованию в диагностической и консультативной деятельности);

проектно-инновационная деятельность (научное и методическое обоснование исследовательских проектов различных психологических особенностей; подбор современных стандартизированных методов исследования познавательных и личностных особенностей);

педагогическая деятельность (определение содержания, форм и технологий обучения в системе высшего и дополнительного образования на основе знаний о субъектах образовательного процесса, полученных с помощью различных методов исследования; применение современных методов для всестороннего анализа оценки и контроля эффективности обучения).

Сказанное обусловливает значимость данной дисциплины в профессиональной подготовке студентов-бакалавров. Необходимо также показать студентам значимость освоения данной дисциплины для формирования профессиональных навыков и умений в области практической, консультативной, психокоррекционной деятельности.

Основным видом занятий в преподавании дисциплины «Введение в психологический практикум» являются практические (лабораторные) занятия, а также творческая самостоятельная аудиторная и внеаудиторная работа студентов. Предусматривается возможность проведения встреч с психологами-практиками, а также участие студентов в научно-практических конференциях и научных семинарах.

Основу теоретической подготовки обучающихся по данной дисциплине составляют лекции, семинарские занятия, проводимые по дисциплине «Общая психология», а также самостоятельная работа студентов-бакалавров, ориентированная на систематизированное изучение научной литературы по проблемам современных данных о методологии научного исследования и о методах эмпирического и экспериментального исследования. Особое внимание на лабораторных занятиях, индивидуальных консультациях следует уделить раскрытию наиболее сложных и важных вопросов, особенно о требованиях и содержании методологической основы научного исследования, о видах, схемах и планах исследований, об особенностях обработки и интерпретации данных исследований, полученных с помощью различных методов исследования. Также важно стимулировать активную познавательную деятельность и самостоятельную работу студентов по изучению диагностических возможностей современных методов исследования.

По каждой теме дисциплины проводятся лабораторные занятия. Задачей лабораторных занятий является получение, закрепление и углубление теоретических и практических знаний, формирование компетенций в сфере практической деятельности, предусмотренных ФГОС ВПО по данному направлению подготовки, развитие потребности в постоянном профессиональном самосовершенствовании в области практического применения методов исследования. Значительная часть занятий проводится в интерактивной форме (80 % учебного времени) с использованием таких обучающих технологий, как дискуссия, круглый стол, мини-конференция и др. Интерактивные формы проведения занятий ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, а также на доминирование активности студентов в процессе обучения. В этом случае роль преподавателя сводится к обеспечению условий и направлению деятельности обучающихся на достижение целей занятия. Основными составляющими интерактивных занятий являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются студентами-бакалаврами. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных состоит в том, что, выполняя их, обучающиеся не только закрепляют уже изученное, но также осваивают новый материал, обсуждают их.

Проведение встреч с психологами-практиками, учеными-практиками, организация мастер-классов специалистов в области психологии необходимы для формирования представлений о возможных моделях поведения в будущей профессиональной деятельности, налаживания профессиональных контактов.

Результатом аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов-бакалавров должно стать формирование у них общекультурных и профессиональных компетенций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: