XII. Теория развития

ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ – при анализе явления взаимодополняемые понятия. Внешнее указывает на свойства предмета при взаимодействии с другими предметами, что находится на поверхности и непосредственно наблюдается. Внешнее связано с явлением и формой предмета, а внутреннее – с его сущностью и содержанием, это определяющее, организующее, активное начало, которое непосредственно не наблюдается. Внутреннее – это существенное качество явления, которое постигается разумом, но разделения явления на внутреннее и внешнее не абсолютны, так как внешнее, обла­дая относительной самостоятельностью, влияет на внут­реннее и частично обусловливает его. В зависимости от координат и масштабов анализа они могут меняться местами.

ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ – соотносительные, «полярные» друг другу категории, отражающие две ступени становления и раз­вития всякого объекта. Возможность есть что-то факти­чески существующее, это тенденция, которой противостоят одна или несколько других тенденций. Возможность мо­жет реализоваться, а может сойти на нет. Действительность есть нечто уже осуществленное, ставшее фактом; если одна возможность (тенденция) становится действительностью, то другая, противоположная возможность либо не реализует­ся вовсе, либо реализуется частично. Возможность и дей­ствительность не существуют друг без друга, и при опреде­ленных условиях возможность переходит в действитель­ность. Возможность может быть формальной и реальной в зависимости от наличия или отсутствия условий для превращения ее в действительность.

ДЕТЕРМИНИЗМ – философское учение об активной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности материального и духовного мира, в основе которого лежит положение о существовании причинности явлений.

ДИАЛЕКТИКА (искусство вести беседу) – различают субъективную и объективную диалектику. Первая – разработана Сократом как искусство аргументации, ведение спора, диалога, которое осуществляется путем вопросов и ответов. Объективная диалектика, разработанная Гегелем как метод познания мира, рассматривается как движение, которое лежит в основе подлинной духовной действительности, разворачивающиеся в человеческом мышлении, подчиняющееся трём законам: единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные и отрицания отрицания. Материалистическая диалектика исходит из того, что всеобщие связи и развития объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека (диалектический материализм), поэтому здесь диалектика – это, прежде всего метод поиска внутренних закономерностей развития объективного мира. Различают три исторические формы диалектики: античная (все течет, все изменяется), немецкая классическая (где развивается абсолютная идея, абсолютное сознание) и материалистическая (где законы развития присущи самой объективной действительности). К основным альтернативам диалектики относятся: 1) метафизика, как прямая противоположность диалектики; 2) «негативная диалектика» (Т. Адорно, Ж.П. Сартр) отбрасывающая ряд постулатов общепринятой диалектики как устаревших (новое должно полностью и безвозвратно отрицать старое, диалектика не имеет объективного значения и имеет отношение только к сознанию.

ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ (ВСЕ­ОБЩЕЕ) – философские категории, выражающие соот­ношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окружающего мира и универсальностью управля­ющих ими законов. Единичное (отдельное, индивидуаль­ное) – это данный конкретный объект (предмет, явление, процесс, свойство). Первоначально мир предстает перед человеком как многообразие таких объектов. Но уже обы­денное сознание находит между ними немало общего, сход­ного. Наука устанавливает сходную природу или общее происхождение целых классов явлений. Наконец, философия открывает всеобщие взаимосвязи и закономерности, прису­щие целым областям и сферам действительности. Таким об­разом, в любом объекте реально соединены и единичное (его неповторимая индивидуальность), и общее (закон, управля­ющий им). Соединение единичного и общего дает особенное. Поэтому в процессе познания только опыт, опирающийся на конкретные факты, и теория, формулирующая закон, двига­ясь навстречу друг другу, помогают всесторонне постигать действительность, объективную реальность.

ЗАКОН – необходимая и существенная, повторяющая связь между явлениями

в природе и обществе. Закон носит всеобщий и универсальный характер. Различают: специфические, общие и всеобщие законы.

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ – один из законов диалектики, согласно которому изменение качества происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Если качество выражает сущность объекта, то свойство – явление объекта. Качество имеет своей собственностью количество, которое выражает величину, объем, темп протекания процесса и чаще всего выражается числом. Единство качества и количества выражается в категории мера – это интервал, внутри которого количественные изменения не вызывают качественного изменения вещи в целом. Переход количество в новое качество переходит при помощи скачка (коренной перелом в развитии вещи).

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖ-НОСТЕЙ – один из основных законов диалектики, ее ядро, выражающий источник самодвижения. Суть его состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществляется путем раздвоения единого целого на взаимоисключающие, противоположные моменты, взаимоотношение которых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целостное и качественно определенное, а с другой – составляет внутренний импульс ее изменения, развития и превращения и превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого выступает как диалектическое противоречие.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ – один из законов диалектики, характеризующий процесс развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникновение нового при относительной повторяемости некоторых моментов старого. Сформулирован Гегелем, который применил его лишь к развитию мышления. Согласно ему развитие осуществляется циклами, каждый состоит из трех стадий: исходного положения (тезис), превращение этого положения в противоположное (антитезис) и превращение этой противоположности в свою противоположность (синтез). Последовательность циклов можно представить в виде спирали: развитие как бы повторяет уже пройденные ступени, но на более высоком уровне. Если тезис «снимается» (т.е. отрицается в целом при сохранении всего ценного от прошлой ступени) в антитезисе, то антитезис снимается синтезом. Закон выражает преемственность, спиралевидность развития, связь старого с новым и прогрессивного развития. Спиралевидность и триада – формы проявления этого закона.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – результат действия множества законов, один из которых выступает главным, определяющим для данного процесса. Она выражает связь между предметами и явлениями. Закономерность – объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений. Различают динамические (связь между предшествующими и последующими состояниями систему) и статические (прокладывающие себе дорогу через массу случайностей) закономерности.

КАТЕГОРИЯ – общее понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания.

КАЧЕСТВО и КОЛИЧЕСТВО – философские ка­тегории, отражающие важные стороны действительности. Качество — система существенных, наиболее важных свойств объекта, отличающих его от других объектов. Так, важнейшие свойства живых существ — это обмен веществ, способность к росту и размножению; человека — наличие сознания и способность к общественно полезному виду дея­тельности. Качеством в философском смысле обладают не только предметы человеческой деятельности, но и любой объект в мире. Качество обнаруживает себя при сопоставле­нии одного объекта с другими. Наряду с основным, сущностным качеством у объекта могут быть и дополнительные (несущественные): один и тот же человек в различных об­ластях деятельности выступает в разных качествах — инже­нера, спортсмена, музыканта и т. д. Изменение качества объекта в процессе его развития происходит не сразу, а пу­тем накопления новых свойств, которые до поры до времени не являются существенными, однако с ростом их числа иг­рают все более заметную роль.

Количество есть такая определенность объекта, благодаря которой его можно реально или мысленно разделить на од­нородные части и собрать эти части воедино. Однородность (подобие, сходство) частей объекта или разных объектов – отличительный признак количества. Количество характери­зуется определенной величиной, числом, объемом, темпом протекания процессов, степенью развития свойств. Различия между предметами, не подобными друг другу, имеют качест­венный, а между подобными — количественный характер. Количественные изменения в объектах не сразу приводят к изменению качества, это происходит лишь при нарушении меры.

МЕРА – категории, выражающие органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления. В античности меру не разли­чали и понимали как некую «золотую середину». Позднее меру стали интерпретировать как своего рода пределы, в которых какое-либо качество при его частичных изменениях все-таки сохраняется. Каждому качественно своеобразному объекту присущи определенные качественные характеристики. Они изменчивы и подвижны. Однако сама их изменчивость необходимо ограничена некоторыми пределами, за границами которых количественные изменения приводят к изменению качествен­ных характеристик. Эти границы и есть мера.

НЕОБХОДИМОСТЬ и СЛУЧАЙНОСТЬ – философские категории, выражающие причинно-следственные связи между различными объектами. Необходимость отра­жает связи, имеющие причину в самом том процессе, в ко­тором рассматриваются соотносимые (взаимосвязанные) объекты, причем в этом процессе необходимость реализует­ся обязательно. Случайность, напротив, обусловливается причинами внешними для рассматриваемого соотношения тех или иных объектов; эти причины являются звеньями ка­кого-либо другого, «смежного» процесса, но в данном процес­се случайность может и не произойти. Необходимость и слу­чайность не существуют друг без друга: случайность есть форма проявления и дополнение необходимости. Каждый объект обладает случайными и необходимыми признаками. Существуют две крайности в оценке взаимосвязи необхо­димости и случайности. В социальных явлениях: фатализм (от лат. – роковой) преувеличивает или вообще абсолю­тизирует роль необходимости, воплощенной в законах приро­ды и общества; волюнтаризм (от лат.– воля), напротив, абсолютизирует роль случайности, воплощенной в свободе и воле субъекта истории.

ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ – философские кате­гории, выражающие формы всеобщей связи и взаимодейст­вия явлений, процессов действительности. Причина – это го явление, которое порождает, вызывает, определяет существование другого явления или групп явлений, а следст­вие – результат действия причины. Причинно-следственные связи имеют всеобщий характер, связывая воедино все яв­ления в мире. Ни одно явление не возникает беспричинно. Даже самое незначительное событие имеет свою причину, я каждая причина необходимо влечет за собой определен­ное следствие. В свою очередь, это следствие может стать причиной другого явления, и так бесконечно. Любое явление есть одновременно и причина, и следствие других явлений. Одна и та же причина может породить различные следствия и одно и то же явление может оказаться как причиной, так и следст­вием какого-либо другого явления. Следствие обычно вызывается не одной, а несколькими причинами.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС (от лат. движение вперед и движение в обратную сто­рону) – понятия для выражения противоположных форм развития. Прогресс – тип (форма), на­правление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объек­та. Регресс – переход от более высоких форм развития к низшим, движение назад, к старым, изжившим себя формам, застой, изменение к худшему.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ – категория диалектики для обозначения таких явлений, предметов их сторон, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении; в) взаимо­проникают и – при определенных условиях – пере­ходят друг в друга. Единство определенных противоположность образует противоречие.

ПРОТИВОРЕЧИЕ (ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ) – философ­ская категория, выражающая в законе единства и борьбы противоположностей внутренний источник всякого самодвижения и саморазвития. Вскрывая главное в развитии — его источник, – противоречие выступает как «ядро» диалектики. В этом плане развитие мо­жет быть выражено формулой: разделение единого на противоположности, их борьба и разрешение в новом единстве. Тем самым развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разре­шения многообразных противоречий, среди которых решающую роль играют внутренние противоречия. данного предмета. Противоречия есть всегда в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь со­стояния, количественные параметры, характер противоречия, их место и роль в системе. Формы (виды) противоречия выделяют­ся по самым разным основаниям: внутренние и вне­шние, основные и неосновные, природные и соци­альные, материальные и идеальные (духовные) и т.п.

РАЗВИТИЕ – категория диалек­тики, выражающая процесс движения, изменения материальных и духовных систем. Наиболее характерные черты развития: возник­новение качественно нового объекта (или его состоя­ния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных измене­ний, взаимосвязь прогресса и регресса, противоречи­вость, спиралевидность формы (цикличность), развертывание во времени. Подлинное развитие всегда есть са­модвижение, саморазвитие.

СВОЙСТВО – категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его раз­личие или общность (сходство) с другими предмета­ми. (протяженность, упругость, цвет и т.п.). Всякое свойство относительно (не существует вне отно­шений к свойствам других вещей) и объективно. Каждая вещь обладает бесчисленным коли­чеством свойств, единство которых является ее качеством. Различают: внут­ренние и внешние, существенные и несуществен­ные, необходимые и случайные, главные и вто­ростепенные свойства.

СИСТЕМА (от греч. целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее оп­ределенную целостность, единство на основе каких-либо интегративных (системообразующих) свойств, которые обеспечивают её целостность – условие относительно обособленного функционирования и, в не­которых случаях, развития системы. В онтологическом смыс­ле понятие системы выражает упорядоченность и целост­ность бытия, в гносеологическом — выра­жает целостность, полноту, выводимость знания. Представление любого объекта как системы осуще­ствляется по следующим основным принципам: 1) це­лостности (несводимость к сумме свойств ее элементов); 2) структурности (описание сети связей и отношений между ее элементами); 3) взаимозависимость от среды; 4) иерархичности; 5) построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы. Выделяют сле­дующие типы систем: а) материальные (неорганическая приро­да и живые систе­мы) и абстрактные (научные системы, поня­тия, теории, гипотезы); б) статичные (с тече­нием времени не меняются) и динамичные (изменя­ются во времени); в) по характеру вза­имодействия системы и внешней среды разделяют закрытые, или замкнутые.

СКАЧОК – философская категория, выражающая ко­ренное, качественное изменение предмета, превраще­ние старого качества в новое в результате количе­ственных изменений. Этапы любого скачка: 1) перерыв постепенности, непрерывности количествен­ных изменений прежнего явления, а не количествен­ных изменений вообще; 2) «скорость» скачка, темны его протекания, интенсивность и глубина преобразований гораздо основательнее тех изменений, которые происхо­дят в границах меры; 3) превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями и их раз­решение; 4) единство бытия и небытия, возникнове­ние нового и уничтожение старого. В ходе скачка старое не разрушается полностью, а отрицается диалектичес­ки, с удержанием всего ценного, положительного. Скачки могут раз­личаться: а) по формам движения материи; б) по вре­мени их протекания – «взрывные» и «постепенные»; в) по их роли в развитии – прогрессивные и регрес­сивные.

СОДЕРЖАНИЕ и ФОРМА – характеристика состояний различных объектов действительности, где содержание выража­ет единство частей, связей, свойств, образующих предмет, явление или процесс, а форма – способ их связи, система внут­ренней организации, способ упорядочения и существования содержания. Содержание и форма находятся в неразрывном единстве: форма содержательна, а содержание всегда оформлено. Изменение содержания влечет за собой изменение формы, и наоборот. Однако содержание более подвижно, так как от­ражает изменяющуюся, противоречивую в своей основе сто­рону бытия, форма же выражает устойчивость объектов, их качественную определенность.

СТАНОВЛЕНИЕ – категория, выража­ющая изменчивость вещей и явлений. Употребляется в трех основных значениях: а) как синоним катего­рии развитие, б) как выражение процесса создания предпосылок процессов и явлений, возникающих на их основе; в) как характеристика «первоначального формирования» предмета, как процесс, представляю­щий собой единство возникновения и уничтожения, бытия и небытия. В процессе становления осуществляется пе­реход от старого к новому, его рост, упрочение и пре­вращение в целостную развитую систему.

СТРУКТУРА (от лат. строение, располо­жение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождествен­ность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, инва­риантный аспект системы. Категория структуры является раз­витием понятия «форма» (форма – это структура содержания). Структура выражает то, что остается устойчивым, относитель­но неизменным при различных преобразованиях сис­темы. При этом структура немыслима вне системы, а система всегда имеет структуру.

СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ – философские категории, где сущность – это отражение внутренней, глубинной связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей сторо­не, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупнос­ти всех его различных форм (единство многообразно­го), а явление – категория, выражающая: а) поверхностное бытие сущности, внешнюю форму ее существования, обнаружения; б) любое формообразо­вание в его целостности, то есть здесь термин «явления» упот­ребляется как синоним «тела», «вещи», «предмета»; в) видимость (кажимость) – сущность в не­адекватной, искаженной форме (напр., видимое дви­жение Солнца вокруг Земли). Сущность и явление находятся в органическом единстве: явление не может существовать без сущности, а сущность раскрывает своё существование через явление. Сущность никогда не совпадает с явлением, ибо недоступна непосредственному наблюдению.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: