Природа и структура властных отношений

Власть вообще – это способность одного субъекта навязывать свою волю другим субъектам. Она проявляется в том, что объекты властного воздействия приходят в измененное состояние (их мысли, установки, формы активности) в нужном субъекту направлении. Власть возникает вместе с отношениями индивидов, является их видом. При этом она носит индивидуальный и, чаще всего, принудительный характер, т.е. основывается на влиянии с использованием силы или её угрозы. По мнению Гегеля, который ссылается на Канта и Руссо, сила и свободная воля ее использовать составляют почву и исходную точку права индивида.[4] Это право силы и собственные понятия о справедливости дают индивиду основания на властные воздействия.

Общественный характер жизни людей превращает и власть в общественное явление. Власть выражается в способности объединившихся людей обеспечивать достижение своих согласованных целей, утверждать общепринятые ценности и взаимодействовать. В неразвитых сообществах власть бывает растворена, она принадлежит всем вместе и никому в отдельности. Но уже здесь общественная власть приобретает характер права сообщества влиять на поведение отдельных лиц. Однако неизбежное в любом обществе различие интересов нарушает политическое общение, сотрудничество, согласованность. Это ведет к разложению такой формы власти из-за ее низкой эффективности, в итоге – к потере способности достигать согласованных целей. В таком случае реальная перспектива – распад данного сообщества.

Чтобы этого не случилось, общественная власть передается выбранным или назначенным людям – правителям. Правители получают от сообщества полномочия (полное могущество, общественную власть) на управление общественными отношениями, т.е. на изменение активности субъектов в соответствии с правом. Право – это объединенная воля субъектов, направленная на достижение цели данной общности.[5] Вот правители от имени сообщества и выправляют, заводят в рамки права (коллективной воли) социальные отношения. Необходимость в управлении объясняется тем, что люди в отношениях между собой очень часто руководствуются не разумом, а страстями, что и приводит к потере цели сообщества. Поэтому правитель должен обладать силой, которая бы держала людей в рамках организованной общности, исключала бы крайние проявления эгоизма и агрессии в общественных отношениях, обеспечивая всеобщее выживание.

Таким образом, власть как право общества влиять на жизнь отдельных субъектов из неявной формы, растворенной превращается в лице правителей в явную, персонифицированную форму власти. Появляется специальный институт политического посредничества для достижения общественного согласия. В масштабах страны таким институтом выступает государство. Оно реализует формальное правовое устройство, посредством которого обеспечивается безопасность лиц и собственности, через этот внешний порядок удовлетворяются особенные и общие интересы объединенных в общество людей, организуется публичная жизнь.[6] Но таким посредником выступает не только государство, представляющее все общество страны. Гражданское общество (его институты) также представляет собой могучую силу, посредством него человек сохраняет свои права и притязания.[7] В общем смысле, власть – это конституированная над субъектами воля сообщества.[8]

Опираясь на приведенные рассуждения, можно выделить две основы власти, а в соответствии с этим и два подхода к определению природы власти.

Первый подход характеризуют власть как особую сущность, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность проявляется в виде особой силы, заставляющей других субъектов повиноваться. Здесь власть отождествляется со способностью субъекта, кото­рая позволяет ему проводить свою волю. В рамках этого подхода сложились такие, например, концепции происхождения власти. Теологическая: вся­кая власть происходит от Бога, а все правители – это лишь исполнители божественной воли. Подчинение людей воле Бога обеспечивает порядок в обществе, сохранение и продолжение человеческого рода. Биологическая концепция рассматривает человека как «властолюбивое животное», в основе активности которого лежит внутреннее стремление (чаще всего неосознанное) к власти. Политический процесс есть столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Психоаналитическая: здесь власть рассматривается, как способность одного человека господствовать над сознанием другого человека. Объект подчиняется воздействию властной личности, который средствами скры­того и открытого манипулирования задает особую установку (доверия, покорности и т.д.).

Во втором подходе власть трактуется, какправо одного субъекта проводить коллективную волю в отношении другого. Здесь вла­сть – это полномочие субъекта на использование силы сообщества. Данный подход представляют, например, следующие концепции. Структурно-функциональная теория рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чье положение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых). В обществе каждый человек выполняет определённые функции для поддержания его жизнеспособности. Властные органы предписывают субъектам выполнение обязанностей, налагаемых на них в соответствии с целями сообщества. Классовая теория рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством различных групп людей. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы.

Структура властных отношений включает связи между следующими элементами: субъектом, объектом и средствами (ресурсами) власти. Субъект осуществляет власть. Им может быть личность, организация, социальная общность, государство или его отдельный институт. Объект – тот, на кого направлена власть. Ресурсами власти могут быть: закон, материальные средства органов власти, сила, авторитет, богатство, информация, и другие факторы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: