Понятие политической социализации

Процесс усвоения индивидами или группами идей, норм и образцов политической культуры, присущих конкретному обществу, называется политической социализацией. Состоявшаяся политическая социализация позволяет субъектам эффективно выполнять политические функции, обес­печивать стабильность общества и политической системы.

Существует несколькотрактовок процесса социализации. Их можно свести к двум. Одна из них представляет социализацию как развитие личного контроля. Она разработана 3игмундом Фрейдом (1856-1939). В основе его теории ле­жит положение о том, что индивид всегда находится в состоянии конфликта с обществом, репрессирующего его биологические побуждения, с которыми он рождается. Социализация состоит в обуздании этих разрушительных для общества инстинктов и побуждений. Контроль общества над природными инстинктами создаёт на­пряженность и дискомфорт существования личности, которая теряет свободу самовыражения. По своему существу это – деструктивный процесс. Он подразумевает разрушение и перестройку системы установок индивида на активность в окружающей среде. Здесь разрушается эгоизм отдельной личности.

Преобладающей трактовкой социализации в западной науке стала характеристика её как ролевой тренировки. Теоретической основой такого понимания социализации является структурный функционализм Толкотта Парсонса (1902-1979). Индивид взаимодействует с другими людьми благодаря тем социальным ролям, которые он усваивает (роль ребёнка, студента, избирателя и т. д.). Социальная роль предполагает ожидаемое от ин­дивида поведение, соответствующее ролевым предписаниям. Следова­тельно, социализация означает включение индивида в социальную систему через обучение социальным ролям, постоянную адаптацию к господствующим в обществе ценностям и стандартам поведения. По своему существу это – конструктивный процесс. Он подразумевает создание (на «чистом листе») системы установок на социальные отношения. Здесь конструируется коллективизм.

Агенты политической социализации – это институты, которые формируют политическую культуру. К ним относится, прежде всего,государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов. Государ­ство определяет важные параметры политической культу­ры: разрабатывает законодательные нормы, определяющие политическое поведение граждан; формирует и закрепля­ет национальные политические символы и т.д. В формировании политической культуры участву­ютобщественные организации, в первую очередьпо­литические партии. Они закладывают идеологические основы политического мышления и поведения, формируют тип отношения граждан к политическим объ­единениям и партийной системе. Участвует в создании политической культуры и церковь. Особенно велика ее роль в странах, где боль­шинство граждан – верующие. За последнее столетие существенно возросла роль СМИ. Именно пресса формирует многие убеждения и стереотипы, определяющие политическое сознание и поведение. Участвуют в формировании политической культуры и такие общественные силы, как этническая община,деловая община (сообщество бизнесменов), академическая община (сообщество учёных) и, естественно, армия. Во многих странах с традиционно сильной и влиятельной армией (Россия, Германия) именно этот институт оказывается источником таких переносимых на общество в целом ориента­ций, как единоначалие, действие «по команде», акцент на использование силовых методов решения проблем. Большинство из этих агентов выполняют свою функцию на поздних стадиях социализации, когда основы политических знаний и моделей поведения уже заложены в сознание человека. На ранней стадии политической социализации эту роль выполняют семья, школа, ближайшее окружение, а также лидеры общественного мнения.

Политическая культура – это продукт естественно исторического развития общества, который выражает степень политической цивилизованности его субъектов. Политическая цивилизованность субъектов проявляется, как в их умении строить и (или) использовать систему коллективных ресурсов сообщества, так и в их способности соблюдать баланс (политика как искусство) в различных ситуациях политического процесса. Это искусство покоится на способности субъектов воздерживаться от крайностей и соблю­дать меру в политических отношениях.

Во-первых, для политической культуры демократичных обществ характерен баланс между самостоятельностью органов власти и политической активностью граждан. Индивидам и группам надлежит держать органы власти под контролем. Но при этом не следует посягать на властные функции, выполнение которых требует профессиональной выучки и не под силу «человеку с улицы». Общество должно «давить» на правителей. Однако это давление не должно вести к дестабилизации системы, не должно препятствовать принятию органами власти необходимых, в том числе и непопулярных, решений. То есть требуется лояльность.

Во-вторых, чертой политической цивилизованности является баланс между политическим согласием (консенсусом) и разногласием различных политических сил. Без согласия по ключевым вопросам невозможно мирное разрешение политических споров. Однако отсутствие разно­гласий, а значит, и оппозиции, затрудняет кон­троль над органами власти и снимает с них ответствен­ность перед обществом.

В-третьих, еще одной чертой политической цивилизованности должно стать общее тяготение субъектов политики к идеологическому центру. Здесь баланс заключается в малой разнородности идеологических позиций. В таких условиях ориентация политических сил на использование насильственных методов для разрешения противоречий и конфликтов будет маловероятной.

Вопросы для повторения:

1. каково определение понятия «политическая культура»?

2. каково содержание политической культуры различных субъектов политики?;

3. каковы функции политической культуры?

4. каковы типы политической культуры?

5. что такое политическая социализация?

6. в чем проявляется политическая цивилизованность?

Тема 1.5. Власть, ее происхождение и виды.

Политику отличает от других сфер жизни общества то, что ее основой служит использование социального посредника, наделенного полномочиями данного сообщества. Этому посреднику, а фактически распорядителю общественных ресурсов передается право на организацию необходимых для коллективной безопасности отношений. Например, в масштабах страны населению обеспечивается доступ к общественным благам (дороги, мосты и т.п.). Полномочные представители общества призваны организовывать снабжение населения и личными благами (тепло, свет, продукты, лекарства, связь и т.п.). Это первоочередные шаги в создании системы общественных отношений. Организация этих и других отношений может потребовать применения любых мер, включая принуждение, в том числе насилие. Совокупность некоторых мер подпадает под понятие «власть». В условиях недостатка ресурсов и благ соперничество за исполнение роли этого посредника (правителя), становится основным содержанием политической жизни. Но многих соискателей этой роли, к сожалению, прельщает только властная, а не организаторская составляющая активности социального посредника. Ведь помимо прочего, организовываться должна и активность самих правителей.

Но властные отношения не исчерпывают всех политических отношений, поскольку существует отношение подвластных. Даже при том, что многие подвластные, по видимости, пассивны, нигде и никогда политическое управление не реализуется полностью в соответствии с поставленными целями. Этого трудно достигнуть в управлении техническими объектами, а тем более в управлении существами, обладающими собственным разумом, волей и интересами.

Властные отношения даже не исчерпывают всех функций правителей. Однако многие люди, включая некоторых политологов, считают, что борьба за обретение власти, ее распределение, удержание и использование составляют сущность политики. Такой точки зрения, например, придерживался немецкий социолог Макс Вебер (1864-1920). Так или иначе, учение о власти стало одним из важнейших в политологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: