Часть первая. Философские игры: зачем и почему

Перед лицом современных кризисных мегапроцессов все более явно обнаруживает себя необходимость формирования универсального типа сознания. Такое сознание должно органически соединять в себе возможности различных гносеологических систем, отражать тенденцию к интеграции сфер культуры. Философия может и должна обеспечить основание этого процесса. Философия выступает важным методологическим звеном образования, поскольку объединяет науку и культуру, интегрирует все виды духовной деятельности, способствует целостности мышления и целостности культуры личности. “Освободительная деятельность философии делает человека вполне Человеком”.[9] Философия - средство выявления человеческой сущности, выбора духовных ценностей и основа жизненной ориентации. На этом основании базируется уверенность в абсолютной значимости процесса философствования для гармоничного развития личности, причем, начинать целенаправленное погружение человека в мир философии можно с довольно раннего возраста, что подтвердил более чем 10-летний опыт работы по данной методике.

По мнению психологов, к 5-6 годам личность ребенка уже сформирована - определился характер, способности, даже некоторые ценностные приоритеты. Каждая личность неповторима, ей присуще стремление понять и осознать свое место в мире, свое “Я”, а, следовательно, и понять сам мир, сформировать мировоззрение, что и является философской рефлексией.

Высокая степень детской познавательной активности проявляется в безграничной любознательности, стремлении не только узнать новое, но осознать, пропустить через себя, найти новому знанию место в собственном миропонимании. Детское восприятие мира стремится к целостности, завершенности, обобщенности, а это уже признак философского освоения реальности. Знакомство с философией призвано сформировать культуру личности, которая предполагает возможность развития и совершенствования ее творческих потенций при решении нестандартных задач.

Каждый ребенок - стихийный философ, потребность в философствовании - его возрастная особенность, для взрослого же человека – это жизненная необходимость. Соединив детскую пытливость и взвешенность зрелого ума, ситуация игры позволяет каждому из них выразить себя, обозначив и сформулировав в той или иной форме свою жизненную позицию, а иногда и сформировать ее. Предлагаемая программа объективно способствует:

-становлению мировоззренческих ориентиров, включающих гносеологические, нравственные, эстетические и др.;

- воспитанию культуры диалога, дискуссии, уважения к чужому мнению;

-формированию механизмов самостоятельного принятия решений.

Цикл занятий строится по проблемному принципу и ориентирован на основные разделы философского знания (онтология, гносеология, антропология, этика, эстетика и т.д.). Последовательность и группировка тем соответствуют логике философского исследования. Однако, как говорили классики, «это – не догма, а руководство к действию», Вы можете выбрать наиболее интересные для Вас темы, выстроить собственную логику курса, если собираетесь проводить данные игры систематически, или придумать собственную игру по предложенной схеме. Студенты Московского педагогического государственного университета, у которых я веду спецкурс по обучению данной методике, вполне успешно справляются с освоением и творческой переработкой предложенных им принципов. В процессе занятий я знакомлю студентов с основами методики, а в качестве итогового задания предлагаю им, разделившись на группы, создать свои варианты сценарных разработок.

Вот некоторые наиболее удачные, на мой взгляд, идеи, предложенные студентами.

Поплавская К. Клизуб, И. Иванова О., Чекунова Н., Соловьева А., студенты 2 курса факультета педагогики и психологии взяли тему «Что такое человек?», причем разработка по этой теме была дана в методическом пособии в качестве образца, Вы сможете с ней познакомиться чуть ниже, отрадно то, что у девушек получилась игра, совершенно отличная от моей, они нашли свои повороты, сюжеты, игротехнические приемы. Начали с легенды. Старая легенда северных народов говорит: появился человек, вырос человек, живет человек. Один он живет в природе. Окружают его прекрасные густые леса, мягкие реки, безмолвные горы…птицы красоты небесной, животные, но не находит человек покоя во всем великолепии. Тяготит душу его камень. «Кто такой я?», - думает человек. - «Я другой чем все то, что меня окружает». Кто ответит человеку на вопросы, кто объяснит человеку его сущность, его место кто укажет? И предложили отправиться на поиски ответов.

В качестве одного из заданий был выбран античный сюжет беседы юноши, позирующего скульптору, и философа Антисфена. Участникам игры предлагалось продолжить диалог.

«К юноше, который с гордым видом позировал ваятелю, он (Антисфен) обратился так: «Скажи, если бы бронза умела говорить, чем бы, по-твоему, она стала похвалятся?». «Красотою», - сказал тот. «И тебе не стыдно гордиться тем же, что и бездушный истукан?» Попробуйте сами выполнить это задание.

Характерно, что студенты факультета начальных классов, а мне довелось работать с людьми, уже имеющими педагогический опыт, умело ориентировали свои разработки на возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Они старались найти формы и выражения адекватные мировосприятию ребенка 7-9-лет. Например, Демина Е., Диденко И., Деревянко О., Нагорная Н., студентки 4 курса, предложили обсудить тему «Жадность». Они придумали образ «волшебной тучки», вокруг которой был построен весь сюжет игры, сначала рассказали сказку: «… Однажды, в погожий солнечный денек злой колдун, видя, как радуется все вокруг, стал завидовать всему живому на Земле. И решил он тогда сделать так, чтобы жизнь людей на Земле была такой же унылой и мрачной, как в его подземелье. И заколдовал он милое, голубое облако, которое грелось в лучах солнца, и теплые летние капельки дождя превратились в злые капли. В каждой капле была спрятана своя загадка. Злой волшебник сказал, что если маленькие ребята смогут объяснить загадку злой капельки, она не упадет на Землю и не принесет зла людям». Всем предлагалось спасти людей, освободив тучку. На плакате была изображена тучка, к которой прикреплялись отрывные листочки – капельки, на каждом было написано высказывание (афоризм), правда, к сожалению, разработчики не указали авторов, участникам предлагалось сорвать листочек и объяснить – почему так происходит, приводя примеры из жизни или из литературных произведений. Какие же тезисы были даны для осмысления? Это: «Жадный беден всегда»; «Богатство не уменьшает жадность»; «Жадины мучаются не только страстью наживы, но и страхом утраты» и др. Далее в разработке давались задания – придумать сказку о жадности, обсудить конкретную ситуацию, и придумать средство против жадности и т.д.

Интересно то, что при моей установке на совместное выполнение заданий взрослым и ребенком за счет чего поднимается интеллектуальная планка заданий, студенты сориентировали задания на младший школьный возраст, представив классическую разработку проведения классного часа. И это на самом деле прекрасно, я уверена, что методику освоили как раз те, кто сумел ее пропустить через себя, преломить через свой личный опыт, знания, выбирая мои рекомендации как основополагающие принципы; а не те, кто пытался воспроизвести до точности, скопировать предлагаемые мною задания и конкурсы.

Очень творчески подошли к созданию собственного сценария игры и студентки факультета начальных классов Подруг Н., Попко Е., Козлова Ю., Горожанина Л., выбрав тему «Дружба». Авторы разработок в рамках спецкурса не описывают их, а проводят игру в реальном времени со всеми остальными членами группы. Здесь, всех нас поставили вкруг и предложили вместе спеть песню «От улыбки», скажу честно, это было неожиданно, и сразу создало хороший эмоциональный настрой на игру, психологическая роль хорового пения давно известна, написаны десятки работ по проблемам коммуникативной, терапевтической и т.п. функций его, но никогда не мешает лишний раз проверить это на себе. Далее авторы органично перешли к вводной беседе, где поставили очень грамотно и точно вопросы: О чем эта песня? Что такое дружба? Друг и приятель – это одно и то же? Все это вместе создало прекрасную игровую атмосферу. В этом случае нам был предложен командный вариант игры, когда все участники делились на 4 команды по 5-6 человек, которые и выполняли игровые задания. Например, предлагалось прокомментировать определенную цитату и проиллюстрировать ее сценкой из литературного произведения, чтобы все остальные сумели догадаться – какое это произведение. В качестве информации к размышлению предлагались следующие идеи: «Бессильный враг – наш лучший друг; завистливый друг – злейший из наших врагов» (П.Я.Чаадаев); «Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство» (И.А.Гончаров); «Разговор выявляет свое первенство, а внимание – рождает друзей» (Г.В.Плеханов).

Не обошли студенты вниманием и «Любовь». Одним из самых неожиданных для меня заданий, придуманных студентами 3 курса факультета педагогики и психологии Толцинской Е. Жулиной Ю., Балашовой Н., было задание – нарисовать «историю любви». Предлагалось раздать всем листы бумаги и краски и дать прослушать фрагменты следующих музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Вальс цветов», А.Вивальди «Лето», Л.В.Бетховен «Аписсионата», В.А.Моцарт «46 Симфония»; Э. Григ «Песня Сольвейг», затем – попросить нарисовать картину под названием «История любви», услышанную в музыке. Какие ассоциации надеялись вызвать авторы? Сравнение любви с природой, сменой времен года? Или представление об истории любви как переходе от гармонии к страсти, а затем тихому увяданию? Во всяком случае, это весьма перспективное направление для развития методики, если потом попросить игроков пояснить свои рисунки, вербализовав первичные ассоциации.

Одним словом, главный признак «вживания» в методику, на самом деле – это интерес: интерес к жизни, к философии. Если Вам будет интересно то, что Вы делаете, интересна тема, тексты, которые вы выбрали для анализа и комментирования, когда все это будет вызывать массу вопросов – тогда Вы сможете создать нечто захватывающее и интересное для других, тогда Ваша игра получится, потому что игра не может не быть интересной, иначе это – уже не игра, или – не Ваша игра. Не секрет, что кто-то предпочтет «философствованию» игру в футбол или виртуальные «стрелялки», что же – пусть у каждого будет выбор.

Еще одно наблюдение по поводу студентов: когда я еще не вела спецкурс по данной методике, а только общий курс философии, и просто приглашала желающих на мои занятия в ЦДРИ, у меня было среди них масса единомышленников, некоторые до сих пор посещают наши заседания, хотя философия у них уже давно закончилась, и сейчас – они уже на пятом курсе. Они приходили целыми группами, организовывали такие же игры в общежитии и использовали разработки для работы в летнем лагере. Именно эта ситуация побудила деканаты предложить изучение моей методики в качестве спецкурса, и ситуация в корне поменялась, когда студенты начали делать это за «зачет», когда свободный выбор был заменен «обязаловкой», и эти занятия включены в расписание, игра перестала быть игрой, а стала игротехникой, правда, их нетрудно было разговорить, зацепить за живое даже в рамках учебных занятий, но пропало самое главное – ощущение праздника. Поэтому я не устану повторять – нельзя заставить играть, но можно заинтерсовать в своем предмете при помощи игры. Это и происходит с новичками в нашем клубе – кто-то приходит и уже никогда не возвращается, а кто-то ждет как праздника следующей встречи. У меня был случай, когда встреча в нашем клубе попадала на каникулы, а одной из постоянных участниц, Вале, тогда ей было 12 лет, родители решили сделать подарок и повезти ее заграницу отдыхать. Узнав о том, что из «какой-то Чехии» она пропустит «Философские игры», она наотрез отказалась ехать, пришлось уговаривать ее поехать с помощью наших мудрейших.

И снова о студентах: интересно также, что в предшествующие годы, когда я давала им задание – создать свою игру, все творческие силы их уходили на подбор цитат, мыслей, придумывание конкурсов, а к игровым деньгам – флясикам относились как к вспомогательному инструментарию (т.е., именно так, как отношусь к ним я). В этом учебном годы (2002/2003) больше половины групп предложили свои деньги, объясняя и обосновывая их введение, так появились «фигрешеки» и «бугорки», «игрунчики»; при этом, к содержательной части игры нынешнее студенты отнеслись менее внимательно. Очевидно, рыночное сознание становится уже не перспективой, а реальностью: хорошо это или плохо – не берусь судить, но это факт.

Давайте подумаем - что влечет нас к игре, чего мы ищем в игровом мире, во многом похожем, но абсолютно ином, нежели мир повседневности? Почему скучная зубрежка превращается в увлекательное занятие, когда вмешивается игра? Почему миллионы людей, закончив работу, спешат на стадионы? Потому что это чрезвычайно интересно.

Именно в интересе, который является одним из основных свойств игры, кроется тайна игрового удовольствия. Предлагаемая философская игра – не исключение, она должна доставлять радость и приносить удовольствие ее участникам, а следовательно, не может быть обязанности по участию в игре. Эпикур делил все удовольствия на низшие - плотские, и высшие – духовные или разумные (смею надеяться, что моя игра относится к последним), следовательно, и приглашать к игре следует тех, кто находит удовольствие в инеллекутальной деятельности, кто нацелен на получение удовольствия от нее. Это касается, прежде всего, взрослых, с уже сформировавшимися вкусами, стандартами и стереотипами, поэтому ко мне в «Школу Сократа» приходят только те родители, которые сами «заряжены» на это. Буквально на прошлой неделе у меня состоялся разговор с одной мамой, ее дочка уже третий год ходит в наш клуб (а ей сейчас 9 лет). Она приводит ее и оставляет, ребенок ищет себе партнеров для участия в конкурсах среди посторонних взрослых, а участие в конкурсах парами – взрослый-ребенок – обязательное условие. Я попыталась ненавязчиво предложить маме остаться, заметив, что девочке нужна ее помощь, но получила в ответ вполне честное признание – «У меня мозги не так заточены». Ей это не интересно, и она права, не навязывая ребенку своего партнерства, но, не мешая ему самостоятельно искать свой путь.

Дети, в большинстве своем, как показывает опыт работы с самыми разными детскими аудиториями – от элитных школ до интернатов, всегда активно отзываются на предложение о чем-то порассуждать, поспорить, что-то нарисовать, представить себе как выглядит «справедливость» или как звучит «любовь» и т.п. Очевидно сама потребность человека в «высших» интеллектуальных удовольствиях тоже может формироваться. Вот
и еще одно объективное следствие своевременного включения

 
 

такого рода развлечений в мир детских игр.

Игра самодостаточна, она органична и целостна, только тогда, когда она нацелена на самое себя, а все внеигровые цели (педагогические воздействия, интеллектуальное и моральное развитие и т.п.), остаются «за кадром», можно говорить о ее присутствии. Если мы хотим организовать игру, то должны показать игровую цель. Это может быть приз, лучший результат в баллах и т.п., мы используем специальные «деньги», которыми премируются лучшие высказывания, выполнение игровых заданий и т.п., и уже за «деньги» покупаются призы. Субъективным выражением игровой самодостаточности является все тот же интерес, понимаемый не как материальная, личностная и др. заинтересованность, а как эмоциональная значимость процесса игры как такового. Очень часто мне приходилось наблюдать, как дети, стараясь во что бы то ни стало заработать «деньги», подробнее речь о них пойдет ниже, постепенно, приходили к убеждению, что лучшей наградой является само участие в игре. Еще в самом начале нашего эксперимента – первые его участники демонстрировали нам подобные примеры. Так в 1994 году, тогда 12-летний Сережа Яковлев с легкостью отдал заработанные им игровые деньги девочке 9 лет Лу-ше, гостье из Китая, которой не хватало ее флясиков на понравившийся ей приз. В традиционном варианте игры мы проводим последний конкурс, в котором могут участвовать все желающие, но получать награду, только те, кто не принимал участие в ранее проводившихся игровых конкурсах, сделано это для того, чтобы каждый, кто хотел участвовать в игре, имел такую возможность, как правило, это короткие творческие задания, связанные с импровизацией в форме пантомимы, живой скульптуры и т.п. Отсутствие материального поощрения вовсе не останавливает детей, они с интересом выполняют задание, заранее зная, что не получат за это награды.

Итак, играть должно быть интересно! Интерес может быть рассмотрен как один из механизмов развертывания игровых процессов. Интерес и является выражением волевого посыла “хочу”, предшествующего игре. Нельзя заставить, принудить человека к игре, даже очень маленького. Однажды я проводила игру с учащимися профтехучилищ, это были ребятки 14-15 лет, которых привели учителя, и, стараясь мне помочь, эти добрые женщины все-время «назначали» тех, кто пойдет играть, будет отвечать, выполнять задания и т.д. Работать было крайне тяжело, я никак не могла, как это принято говорить в таких случаях «раскачать» их, т.к. во всем этом присутствовал элемент «насилия». Тогда мне пришла в голову идея вовлечь в игру и учителей, и я объявила следующий конкурс, как «белый танец», обязательным условием участия в котором, было выступление в паре с учителем, дети очень оживились, пришла очередь педагогов смущаться и стесняться, но результат был – налицо, т.к. именно ребятам предстояло выбрать партнеров. Желающих «подставить» учителя нашлось не мало, и игра потекла по соответствующему руслу. Не бойтесь импровизировать, легко реагируйте на ситуацию, не стремитесь строго следовать сценарию, обязательно задав все намеченные вопросы, проиграв все придуманные игры.

Должна признаться, что предлагаемая Вам игра родилась спонтанно. Когда это начиналось, в 1992 году, мне и в голову не приходило какие принципы, основы и т.п. легли в ее основу методики, да и о методике вообще никто не задумывался, хроника событий такова – сначала появилась игра, а потом ее обоснование. Правильно это или нет, не знаю, однако, сравнение ее с другими интеллектуальными продуктами, педагогическими технологиями, здесь, я, прежде всего, имею в виду программу американских авторов «Философия для детей» (М.Липман), требует определения своих методологических позиций, что я и попыталась сделать, осмысливая полученный результат, намечая перспективы, отшлифовывая методику до оптимальных ее форм.

Представляются наиболее адекватными предлагаемой методике следующие общеметодологические, философско-педагогические принципы: системности, доступности, культурной экологичности, индивидуального подхода, гуманизма.

В развитие этих принципов настоящая программа ориентирована на знакомство детей и взрослых с высочайшими образцами отечественной и мировой философской мысли, развитие индивидуальных способностей к философскому творчеству, формирование основ философской культуры. Это определяет основные принципы построения методики:

Принцип диалогики

Опора на первоисточники

Принцип творческого решения задач

Принцип импровизации

Принцип диалогики опирается на маевтику (метод Сократа) и предполагает активизацию мыслительного процесса, стимулирование его развития с помощью особым образом организованной беседы, которая создает условия для совместного поиска ответов. Отношения учителя и ученика, ребенка и взрослого (особенно, если это дети и родители) в этом случае оказываются отношениями сотрудничества, т.к. диалог предполагает обращение друг к другу. Каждая игра условно делится на беседу и собственно игру, т.е. целенаправленное выполнение игрового задания. Диалог связывает сценарий всего действа воедино, именно в беседе прокладываются тематические мостики между разными этапами обсуждения, именно с беседы начинается каждая встреча в нашем клубе. В силу того, что мы заранее следуем установке на отсутствие правильного и неправильного мнения, ценны все высказывания, особо отмечаются наиболее яркие, оригинальные глубокие. Причем, диалог, хотя и планируется заранее, подбираются вопросы, мини-

 
 

игры, он всегда содержит в себе элемент импровизации, трудно предположить какие ответы могут быть даны на поставленные вопросы и в какую сторону они повернут беседу.

Легко вспоминается то, что было недавно. Одной из последних тем в нашем клубе стала тема «искусство». На вопрос о том: Что может искусство? Были даны очень интересные ответы: Оно может сделать человека счастливым. Раскрыть красоту мира. Помогает постичь себя. Создать новый мир. Осуществить неосуществленные в жизни желанья. Нетрудно заметить, два последних ответа связаны друг с другом, один (о новом мире) явно дал основание для второго, возможно, сама мысль о неисполненных желаниях не родилась бы без подсказки об иной реальности, творимой искусством. Идеи рождаются и живут, коснувшись душ, мыслей, эмоций. Обмен мыслями очень важен, думается, что этот тезис не требует доказательств. Поворот беседы в сторону идеи виртуальности искусства, явное преобладание эстетики декаданса (искусство ради искусства) требовало высветить иные аспекты темы, и я задала вопрос – А есть ли какая-то практическая польза от искусства? Здесь мы узнали, что: Искусство развивает нравственность. Создает моду. Дает знание. А вот самый «современный» ответ, данный 9-летней Машей Куракиной, которая с 6 лет посещает наши встречи, – Искусство приносит деньги и славу.

В рамках беседы, я очень частопредлагаю задания на воображение, в этот раз я попросила всех представить себе карнавальный костюм искусства. Описания были самые разные: возвышенный, белый, неземной; длинное платье, на котором цветы, звезды, ноты. Самой интересной нам показалась мысль о том, что это должен быть костюм из зеркальной ткани.

Упоминавшаяся выше американская программа, также ориентирована на сократический метод, что лишь подтверждает незыблемость методологических установок познания, унаследованных нами от Античности. Однако, это, пожалуй, единственное методическое сходство данных программ. Второй методический принцип в корне противоположен американскому, т.к. я предлагаю использовать не адаптированные философские тексты, как это делают авторы американской программы, а фрагменты подлинников (правда, увы, часто – в переводе).

Опора на первоисточники позволяет познакомить людей, включающихся в систему занятий, с лучшими образцами философствования. Они используются как вспомогательный материал, информация к размышлению над проблемой, требующей самостоятельного творческого осмысления. Однако, я уверенна, что занятия философией даже с самыми маленькими, обязательно должно включать в себя знакомство с подлинными философскими текстами, а не подвергнутыми интепретационной обработке (адаптации) составителей программы. Равно, как нельзя понять суть иностранного языка, почувствовать текст, читая адаптированные книги, так нельзя постичь дух философии, опираясь на адаптированный философский текст, подчас искажающий содержание мысли. Подобно тому как, приходя в музей, мы проникаемся священным трепетом, созерцая подлинник художественного произведения, рассматривая вещь, принадлежавшую великому человеку, или свидетельствующую об эпохе и т.п.; прикасаясь к философской мысли, которая есть не что иное, как действующий музей человеческой мудрости, мы должны воспитывать у человека чувство уважения, чувство сопричастности идеям великих мудрецов. Пусть по началу они кажутся не знакомыми и незначимыми, однако, постепенно, имена Сократа, Платона, Конфуция, Бердяева и др. превращаются для участников программы в имена добрых и умных учителей и собеседников, идеи которых оказываются чрезвычайно близки людям нашего времени. Этим было продиктовано решение, включать в цикл тематических занятий, вечеров, посвященных персоналиям, ниже Вы познакомитесь с сценарно-методическими разработкой игры по Сократу, в выборе персоналий, конечно же присутствует элемент субъективного предпочтения.

Внимание к философам тоже оправданно, этот же прием используется не только для проведения игр с детьми, но и часто хорошо работает в качестве дидактического приема в рамках учебного курса философии в студенческой аудитории, где история философии является частью общего курса философии, в соответствии с госстандартами. Давая игровое задание, никогда не знаешь, что получиться – его выполнение требует особой организации сознания, кто-то воспринимает игру, понимает и принимает ее, кто-то ограничивается банальными цитатами из учебников. Например, уже в этом учебном году (2002/2003), в качестве учебного игрового задания я дала студентам второго курса факультета педагогики и психологии МПГУ – написать сочинение на тему «Если бы я был Богом…» на материале концепции Аристотеля. Вот одно из них, которое нельзя не отметить как творческое, самостоятельное и осмысленное прочтение Аристотеля. Его автор – К. Поплавская.

Того во имя, кто зачал себя,

В предвечности свой жребий возлюбя;

Его во имя, кто в сердца вселил

Любовь, доверье, преизбыток сил,

Но – в существе – неясного и днесь…

О, сколько строк,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: