Полное педагогическое наблюдение и анализ урока физического воспитания

Полное наблюдение и анализ уроков предусмотрены, начиная с четвертой недели педагогической практики, то есть после выполнения почти всех частичных анализов по отдельным вопросам тем, а также по темам в целом. Этим обеспечивается достаточная практическая подготовка к полным анализам, включая зачетный, на четвертой и пятой неделях.

Успех полного анализа зависит не только от дифференцированной предварительной, но и от специальной подготовленности. Сложность полного наблюдения и анализа обусловлена необходимостью держать в поле зрения все стороны учебно-воспитательной деятельности, поведения педагога и учащихся, а также условия и результативность педагогической деятельности. Более того - воспринимаемое необходимо одновременно осмысливать, классифицировать и оценивать, предусматривая возможные более целесообразные, при данных обстоятельствах решения, намечая некоторые рекомендации проводящему урок.

Все это необходимо быстро фиксировать в виде "сплошной" записи либо в виде избирательного разнесения воспринимаемого по заранее размеченным графам чернового протокола (например:


—-


задачи и предметное содержание урока, организация и применяемые методы обучения и воспитания, дозировка нагрузок и их влияние на занимающихся, поведение педагога и учащихся, характер и результаты их действий и т.п.). Не меньшей сосредоточенности, мыслительной активности и ответственности требуют также последующее выделение, систематизация и обобщение наиболее существенного из зафиксированного в черновых записях, определение оценок, подготовка рекомендаций и оформление протокола, особенно зачетного, в окончательной редакции.

В процессе полных наблюдений важно охватить по возможности все стороны педагогического процесса, предусмотренные соответствующими темами и частными вопросами (подготовленность педагога к уроку, организация учебно-воспитательной работы, соблюдение дидактических принципов и др.). При этом реальная полнота, ценность наблюдений и записей будут зависеть, с одной стороны, от фактического содержания проведенного урока, а с другой, от умения выделять в воспринимаемом наиболее существенное. Что касается последующего анализа, то необходимо осмыслить не только фактически состоявшееся на уроке, но и то, к чему следовало стремиться, что должно и могло состояться в сложившихся условиях. В окончательных же формулировках протокольных записей, как и в устных выступлениях при разборе урока, необходимо проявить объективность, принципиальность и четкость излагаемого, товарищескую предупредительность и такт по отношению к проводившему урок.

Для ориентировки в основных направлениях и главном содержании полного педагогического наблюдения, а также в общем характере анализа и протокольного оформления ниже приводятся:

а) схематичный план и перечень основных элементов содержания наблюдений;

б) примерное изложение протокола полного наблюдения и анализа урока.


ОБЩИЙ ПЛАН И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОЛНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: