Введение. Глава I.Основные предпосылки и механизмы становления

Содержание

Введение.............................................................................................................. 6

Глава I. Основные предпосылки и механизмы становления

звуков речи.............................................................................................................. 7

Становление звуков речи у здоровых детей......................................................................................................................................... 7

Становление звуков речи у детей с врожденной расщелиной

губы и нёба.......................................................................................................................................... 9

Глава II. Игра-рассказ. Знакомство с язычком................................. 12

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «А»................. 14

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Э»................. 17

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «И»................ 19

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «О»................. 21

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «У»................. 23

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Ф»................ 26

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «В»................. 30

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «П»................ 32

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Б».................. 35

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Т».................. 37

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Д»................. 40

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «С»................. 42

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «3»................. 46

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Ц»................. 50

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «III»............... 52

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Ж»................ 56

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Ч»................. 59

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Щ»............... 61

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Л»................. 64

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Р»................. 67

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «К»................. 72

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «Г»................ 73

Формирование и развитие артикуляционного праксиса звука «X»................. 74

Заключение.......................................................................................................................................... 75

Литература.......................................................................................................................................... 76

2 Заказ 2896 - 5 -


Введение

В современной общей и коррекционной педагогике утвердилось
положение о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений
в развитии речи. Особую значимость в этой связи приобретает проблема
реабилитации детей, имеющих врожденную расщелину губы и неба.

Изучение особенностей нарушения речи у детей с данной аномалией
развития велось как со стороны первичного дефекта, так и с позиций
системного анализа речевой деятельности (А. Г. Ипполитова, А. В.
Доросинская, Т. Н. Воронцова, И. Е. Ермакова, Р. Е. Левина, 3. А. Репина,
Вансовская Л.И. и др.). В соответствии с этим и коррекционное обучение
было ориентировано как на устранение первичных дефектов (артикуляции и
голоса), так и их следствий (лексико-грамматической стороны речи, письма
и чтения).

Тем не менее изучение проблемы обучения и воспитания детей, имеющих
врожденную расщелину губы и нёба показывает, что коррекция речевой и
психической деятельности детей в большинстве случаев начинается в
дошкольном возрасте, когда уже сформирован речевой патологический
стереотип. В ряде работ имеются методические указания по коррекции
фонетической стороны речи в преддошкольном возрасте. Но при этом
коррекция артикуляционного праксиса и постановка звуков осуществляется
традиционными методами, без учета рассмотрения психофизиологических
механизмов становления звуков речи у детей в онтогенезе.

В связи с ориентацией НПРЦ «Бонум» на раннее хирургическое,
ортодонтическое лечение возникла необходимость переосмысления сроков
проведения коррекционной работы, создания научно-обоснованной
технологии обучения по формированию фонетической стороны речи у детей,
имеющих врождённую расщелину губы и нёба.

В учебном пособии излагаются теоретические положения, необходимые
для понимания природы нарушений фонетической стороны речи у детей с
данной аномалией развития, показана отчетливая связь между недостаточным
функционированием артикуляционного аппарата, уровнем речевого
недоразвития и становлением звуков речи.

С учётом теоретических положений разработана технология обучения,
представлена система логопедической работы по проведению артикуляционной
гимнастики и вызыванию звуков речи опосредованным путём.

Динамика коррекционного обучения свидетельствует о том, что в процессе
своевременно начатой и систематической работы оказывается возможным
скорригировать дефекты в речевом развитии детей с врожденной расщелиной
губы и нёба.

Пособие рассчитано на дефектологов, логопедов, практических
психологов, воспитателей детских садов, студентов факультета специального
образования, родителей.

-6-


Глава 1.
Основные предпосылки и механизмы становления звуков речи у детей.

У детей с врожденной расщелиной губы и нёба отмечаются разнообразные
расстройства речи, что затрудняет общение их с окружающими и отрицательно
сказывается на их психическом развитии.

Нарушения речевого развития у детей с данной аномалией развития обуслов-
лены не только непосредственно самой расщелиной, следствиями её, но также и
недостаточностью их практического опыта, социальных контактов, запаздыванием
созревания отдельных отделов коры головного мозга.

Чтобы выявить специфические особенности становления звуков речи у детей
с врожденной расщелиной губы и нёба, необходимо знать закономерности разви-
тия речи детей в норме. Знание этих закономерностей позволит логопеду своевре-
менно выявить механизмы нарушения звукопроизношения и научно обосновать
коррекционное обучение.

Становление звуков речи у здоровых детей

Речью ребенок начинает овладевать в раннем возрасте. Для нормального её
развития необходима сохранность анатомического строения и двигательной функ-
ции артикуляционного аппарата, сохранность работы различных отделов мозга.

Самым сензитивным периодом для психического развития ребенка является
младенческий возраст (с рождения до года). Именно в этом возрасте формируются
предпосылки для развития речи ребенка:

- психологические механизмы (внимание, память, мышление);

- механизмы слогообразования — основа для развития экспрессивной
стороны речи (говорения);

- механизмы восприятия — основа для развития импрессивной стороны
речи (понимания).

В младенческом возрасте начинают интенсивно развиваться зрительное и слу-
ховое восприятие, появляются гуление, лепет, возможность подражать звукам речи,
формируются предпосылки для общения ребенка с окружающими его людьми.

Важное значение в развитии психики имеет ведущий вид деятельности. Под
ведущей деятельностью понимается такая деятельность, которая обеспечивает мак-
симальное развитие мышления и речи. На основе ведущей деятельности у ребенка
развивается восприятие различной модальности: слуховое, зрительное, тактиль-
ное, двигательно-кинестетическое и т.д.

На второй-третьей неделе появляется слуховое сосредоточение: ребенок как
бы «замирает», услышав резкий звук, голос мамы, поворачивает голову в сторону
источника звука.

К третьей-пятой неделе развивается зрительное сосредоточение. Ребенок за-
держивает взгляд на ярком предмете, лице мамы, устанавливает с ней тонкие эмо-
циональные связи. В процессе общения у него появляется эмоциональная реакция
в виде «комплекса оживления» (М.И. Лисина). Комплекс оживления указывает на
то, что:

- ребенок настроен на взрослого;

- он реагирует на взрослого;

- у него появляется социальная потребность в общении.

- 7 -


Репина З.А., Доросинская А.В.

Таким образом, у ребенка появляется особый невербальный язык общения —
язык движений. Он выражает потребности и эмоции ребенка. Речедвигательный
анализатор начинает формироваться в тесном взаимодействии со слуховым и зри-
тельным анализаторами. Малыш начинает активнее гулить в процессе непосред-
ственного эмоционального общения с ним. Постепенно он сосредоточивается на
слуховых и артикуляционных ощущениях, что очень важно для образования пер-
вых условных связей между слуховыми и кинестетическими раздражителями.

К семи-восьми месяцам у ребенка появляется интонационный язык. Он на-
чинает повторять слоговые цепочки в ритм движений (па! па! па!; ба! ба! ба!; да! да!
да!; ма! ма! ма!). Именно в этот период происходит соединение отдельных артику-
ляций в линейную последовательность, что и является механизмом слогообразова-
ния, произношения и самоподражания. Лепет в этом возрасте служит простейшей
формой коммуникации. Коммуникативную функцию выполняют интонационные
компоненты речи.

В этот период идет активное развитие общей и мелкой моторики пальцев рук.
Ребенок начинает долго держать голову, самостоятельно поворачивается на бок,
противопоставляет большой палец другим при схватывании предмета. С этого вре-
мени движения остальных пальцев становятся свободными, более точными, уве-
ренными. В 9-ть месяцев малыш берет мелкие предметы тремя пальцами, показы-
вает пальцем на привлекающий его предмет.

Вслед за развитием тонких движений пальцев рук ребенок начинает произно-
сить первые слова: мама, папа, баба, ам-ам и т.д.

В конце первого года жизни ведущей формой деятельности становится иссле-
довательская деятельность. Малыш исследует предметы через сенсорные каналы
(зрительный, тактильный и т.д.). Он начинает манипулировать предметами с це-
лью выявления их функционального назначения, что является мощным стимулом
для развития речи. На базе практической деятельности идет процесс обогащения
словаря. Накапливаются лексемы для обозначения предметов, действий, качеств.
В результате в преддошкольном возрасте у ребенка формируются три базовых фун-
кции речи:

- назывная функция. Ребенок попадает в мир предметов и узнает, что у
каждого предмета есть имя. Он начинает соотносить предмет с обозначающим его
словом;

- коммуникативная функция. Ребенок начинает активно общаться с ок-
ружающими сначала при помощи «слов-корней», широко используя мимику, жес-
ты, интонацию. В процессе практического опыта малыша вокруг каждого слова
формируются смысловые поля;

- когнитивная функция (познавательная). Ребёнок старается узнать что-
то новое.

Процесс развития словаря сочетается с интенсивным формированием артику-
ляционной моторики. У ребенка начинают формироваться:

- механизмы управления органами артикуляции;

- механизмы контроля за движениями органов артикуляции;

- механизмы слухового приема и контроля.

В дальнейшем это и способствует быстрому формированию фонемы.
К двум годам ребенок начинает различать все звуки речи на слух, но произно-
сит их неправильно.

К 4-5 годам он различает все звуки речи на слух и в произношении.

-8-


Таким образом, становление звуков речи у здоровых детей осуществляется в
процессе развития лексико-грамматической стороны речи, в процессе коммуника-
ции. Ограничение же речевого общения ведёт к задержке в становлении звуков речи.

Становление звуков речи у детей с врожденной расщелиной губы и нёба.

Наличие врожденной расщелины губы и нёба ставит ребенка с момента рож-
дения в условия существования, отличающиеся от здоровых детей.

Так, рождение ребенка с данной аномалией развития становится психической
травмой для матери. Она испытывает душевные страдания, ощущение безысход-
ности, беспомощности, находится в состоянии эмоционального стресса. Все это
нарушает симбиотическую связь, при которой мать и ребенок нуждаются в непос-
редственном эмоциональном общении друг с другом. Нарушение ведущей дея-
тельности данного возраста уже ведет к задержке в психическом, в том числе и
речевом развитии ребенка. У детей крайне низка звуковая активность, издаваемые
звуки однообразны, интонационно невыразительны.

В связи с анатомическими дефектами артикуляционного аппарата нарушают-
ся условия протекания долингвистического развития. Не формируются вовремя и
в полном объёме предречевые вокализации. Ребёнок лишается интенсивного лепе-
та и естественно артикуляционной игры. Этим самым обедняется этап подготови-
тельной настройки речевого аппарата.

Из-за нарушения аэродинамических условий речеообразования, а именно, в
связи с утечкой воздуха через носовые ходы, звуки, издаваемые ребенком, приоб-
ретают носовой (гнусавый) оттенок, не озвучиваются и тем самым не получают
слухового подкрепления.

Нарушение нёбно-глоточных структур ведет к компенсаторному перемеще-
нию артикуляционных зон, к поискам удобного артикуляционного участка, в ре-
зультате образуются неправильные способы овладения звуками. Закреплению не-
правильных артикуляций способствует также патологическая позиция языка и
глотки: кончик языка оттянут от резцов, корень языка занимает высокую пози-
цию, сдвинут в заднюю зону ротовой полости, глотка находится в приподнятом
состоянии. Движения языка, губ, челюсти ограничены в связи с компенсаторным
напряжением их мышц. Ребенок слабо ощущает положение и движение органов
артикуляции. Это затрудняет выполнение целенаправленных движений, усиливает
явления «диспраксии», нарушения звукопроизношения. Слабость «двигательных
образов» может вызвать и своеобразие развития лексики, так как усложняются
условия формирования связи между звуковой и смысловой характеристикой слова,
что, в свою очередь, ведет к недоразвитию речеслуховой памяти.

Неумение воспроизводить в движениях артикуляции фонологические проти-
вопоставления в языке задерживает процесс формирования звукоразличения. Дети
смешивают между собой звонкие и глухие звуки [п]-[б], [т]-[д], [к]-[г], [в]-[ф], [с]-
[з], [ш]-[ж]; шипящие и свистящие [с]-[ш], [з]-[ж], [ч]-[с], [щ]-[ш]; переднеязыч-
ные и заднеязычные [т]-[к], [д]-[г], носовые и ротовые [м]-[б], [н]-[д] и т.д. Задер-
жка в развитии функции фонемообразования ведет в дальнейшем к значительным
затруднениям в обучении письму и чтению.

Дефекты артикуляции оказывают тормозящее действие не только на воспри-
ятие отдельных звуков, но и на восприятие и понимание речи в целом. Дети не в
полном объеме понимают речь окружающих, так как «понимание чужой речи не-

-9-

3 Заказ 2896


возможно без внутреннего повторения слушаемой речи» (П. П. Блонский).

Таким образом, при неблагоприятных условиях воспитания у детей с врож-
денной расщелиной губы и неба отстают в развитии:

- механизмы слухового приема и контроля;

- механизмы управления и контроля за движениями органов артикуляции;

- психологическая база речи (внимание, память, воображение).
Поэтому предупреждение задержки речевого развития у детей с данной ано-
малией развития должно вестись в плане:

- развития потребности в общении;

- стимуляции гуления и лепета;

- формирования зрительного сосредоточения, способности следить за дви-
жущимися предметами;

- развития слухового сосредоточения, умения локализовать звук в про-
странстве;

- развития общей и мелкой моторики пальцев рук;

- формирования артикуляционного праксиса и вызывания звуков родно-
го языка.

Формирование артикуляционного праксиса у детей преддошкольного возрас-
та следует проводить опосредованным путем, так как у них отмечается задержка в
формировании контроля и управления органами артикуляции. Дети еще не ощу-
щают положения языка, губ, челюсти при произнесении того или иного звука.
Поэтому артикуляционная гимнастика должна проводится не по прямой словес-
ной инструкции взрослого, а опосредованным путем, путем вызывания образа того
или иного артикуляционного движения, позы или звука, путем игротерапии. Опос-
редованная методика предполагает широкое применение в работе игрушек, ска-
зочных масок, трафаретов, звукоподражаний, фонограмм (с голосами птиц, жи-
вотных), воображаемых ситуаций (движений, предметов), игр (настольных, роле-
вых), текстов-рифмовок, игр-рассказов, сказок, текстов-инсценировок.

Таким образом, детей с врожденной расщелиной губы и нёба в этом возрасте
нельзя принуждать к выполнению артикуляционных движений, поз, а следует по-
буждать
к выполнению их опосредованным путем.

Цель артикуляционной гимнастикивызывание правильного произноше-
ния звуков, формирование яркого, акустико-артикуляционного образа корригиру-
емого звука.

Задачи артикуляционной гимнастики:

- стимуляция движений кончика языка, передне-средней части спинки
языка, корня языка;

- развитие точности движений кончика языка, передне-средней части
спинки языка, корня языка;

- умение воспроизводить и удерживать определенные артикуляционные позы;

- активизация работы мышц верхней губы;

- перевод артикуляционной базы в передние отделы ротового резонато-
ра, нормализация положения языка в полости рта;

- развитие координации движений языка, губ, челюсти, выдоха;

- снятие напряжения с мышц шеи, гортани, языка, губ, челюсти;

- осознанное усвоение артикуляционного уклада изучаемого звука;

- яркое восприятие артикуляционного и акустического образа звука.
Большое значение придается работе по развитию кинестетических (артикуля-

- 10-


ционных) ощущений от движения органов артикуляции. С этой целью подбирают-
ся упражнения на чередование движений с резко контрастными характеристика-
ми, затем — менее контрастными.

У детей с врожденной расщелиной губы и нёба отсутствует нёбно-глоточное
смыкание, что мешает развитию дыхания с момента рождения ребенка. Выдыхае-
мая струя воздуха, выходя одновременно через нос и рот, быстро ослабевает и не
образует давления, необходимого для образования различных артикуляционных
смычек, что становится одной из причин тяжелого нарушения звукопроизноше-
ния — звуки речи приобретают назальный (гнусавый) оттенок.

Ввиду значительной утечки воздуха через нос начинать работу по коррекции
дыхания рекомендуется с выработки навыка направлять воздушную струю через рот,
с тем чтобы обеспечить достаточное внутриротовое давление, необходимое для об-
разования согласных фонем. Затем планируется упражнения на:

- развитие силы и выработку длительного, продолжительного выдоха,
важного для продуцирования щелевых звуков;

- развитие силы и выработку толчкообразного, короткого выдоха важно-
го для продуцирования взрывных звуков;

- формирование фонационного дыхания.

В ходе коррекционных занятий следует развивать у ребенка процессы внима-
ния, памяти, познавательную активность, неречевой и речевой слуховой гнозис,
общую и мелкую моторику пальцев рук.


3*


-11 -




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: