История зрелищного сервиса в России

Скоморошество в Древней и Средневековой Руси. Дифференциация и профессионализация зрелищного сервиса в 18 веке. Движение к общедоступности зрелищ в 19в. Массовые праздники и зрелища в Советской России (1917-1991). Зрелищный сервис в России в современных условиях.

В Древней Руси из обрядов и ритуалов предков-славян вырастают игрища, удовлетворяющие потребность в празднике, зрелище, социальном общении. В игрищах главной становится развлекательно-зрелищная сторона: торжественное моленье начала (элемент обрядового действа) сменяется смеховой, игровой частью – зрелищем. С 9-10 вв. главные фигуры игрищ – скоморохи, организаторы действа, «глумцы», «смехотворцы».

С 11в. скоморохи становятся профессионалами-потешниками, объединяются в странствующие ватаги, «гурта», хотя остаются и оседлые скоморохи: крестьяне, ремесленники. Бродячие скоморохи создали такие мобильные формы зрелищ как кукольный театр Петрушки, медвежья потеха и т.д., а оседлые скоморохи породили народный театр живого актера.

Против скоморохов активно выступала церковь, но они продолжали свою деятельность до 17в. В 1613г. при царском дворе были выстроены «потешные палаты» для выступлений придворных скоморохов, гусельников, домрачей. Все же под давлением церкви в 1649 г. царь Алексей Михайлович издал указ, запретивший скоморошество, поставил вне закона русские народные музыкальные инструменты. Но народная струя праздников, зрелищ продолжает развиваться на Украине, в Белоруссии (под юрисдикцией Польши).

Во второй половине 17в. организация зрелищ в России начинает опираться на традиции западного театра, становится частью царской придворной культуры.

Первый придворный театр под руководством Иоганна Грегори в Москве дает свои представления с 1672 по 1676г. Тогда же с Украины проникает на Русь школьный театр (С.Полоцкий).

Эти начинания получают развитие только в 18в. Петр 1 осуществил реформу в сфере зрелищ, утвердил традицию театрализации быта: уличные маскарады, торжественные шествия, иллюминации, фейерверки, пародийные обряды, светские ассамблеи с «иноземной поступью» (бальные танцы). С Запада прибывает множество бродячих актеров, русские люди знакомятся с европейским ярмарочным искусством.

18 век – время дифференциации и профессионализации в сфере зрелищ. Свои представления показывают:

школьный и университетский театры;

народный фольклорный театр;

придворный (оперный и балетный) театр;

крепостные театры (частные, для узкого круга «верхов»);

театры частных антреприз для широкой публики (конец 18в.);

театр демократических слоев городского населения (объединения любителей – «охочих комендантов»).

На основе труппы «охочих комендантов» из Ярославля под руководством Ф.Волкова в 1756г. был учрежден Русский публичный театр для представления трагедий и комедий.

Во второй половине 18в. осознается потребность в зрелищах для широкой публики. В 1763г. по случаю коронации Екатерины II Ф.Волков, организовал грандиозный маскарад–процессию «Торжествующая Минерва» – первое в России красочное массовое представление. В 70-х гг. 18 в. существовали официальные «народные театры». Здесь играли любители, получавшие от государства плату за свои выступления. Позже эти театры были закрыты по политическим причинам.

19 в. обозначил в качестве генеральной тенденции движение в направлении общедоступности зрелищ. В профессиональной сфере наряду с императорскими театрами существует частная антреприза в провинции. С середины 19в. начинает развиваться любительство, берущее на себя и обслуживание публики зрелищами.

В 1882 г. отменяется монополия государственных театров в столицах. Здесь появляются частные театры: Ф.Корша (Москва), А.Суворина (Петербург), частная опера С.Зимина (Москва) и др. В 1888г. К.С.Станиславский создает «Общество искусства и литературы». Здесь ставятся спектакли для средних слоев населения, городской интеллигенции. На рубеже веков (1898) возникает новый тип общедоступного театра – Московский Художественный театр.

Народная линия развития зрелищ во второй половине 19в. – забота «Общества грамотности», «Попечительств о народной трезвости», народных домов. Формой удовлетворения потребности в зрелищах, празднике становятся народные гулянья и ярмарки.

Массовое гулянье – большое игровое действо, включающее цирковые и балаганные представления, театр Петрушки, ярмарочный раек, медвежью потеху и т.д. В их организации и проведении участвуют зазывалы, заводилы всевозможных игр – своего рода профессионалы организации зрелищ.

Зрелища и зрелищный сервис в Советской России (1917-1991) – особая страница в истории явления. Удовлетворение потребности в зрелищах, празднике, культурном обслуживании практически полностью принимает на себя государство. Оно финансирует организацию массовых зрелищ (1917-1921гг.), содержание театров, цирков, эстрадно-концертных организаций, кинообслуживание. Все эти сферы должны были, прежде всего, решать политические, идеологические задачи.

Другой важной линией культурного обслуживания стало организованное любительство – художественная самодеятельность («Синяя Блуза», ТРАМ, агитбригады, художественные олимпиады, смотры, фестивали и т.п.) Перед любителями ставились агитационно-пропагандистские задачи. Низкие цены (часто – бесплатно), по которым предоставлялись услуги, делали их доступными для подавляющей части населения.

В 50-70гг. организуются представления и зрелища на стадионах, на площадях городов. Здесь для реализации идеологических и политических воздействий использовались художественные и современные технические средства: это митинги-манифестации; праздники кино, театра, эстрады; массовые инсценировки; театрализованные концерты и т.д.

В результате многолетней целенаправленной политики государства удалось добиться того, что зрелищные искусства действительно стали «понятны массам и любимы ими» (Ленин), хотя тотальная идеологизация и политизация в известной степени препятствовала этому. В стране создалась многокомпонентная система зрелищного сервиса, с 30-х годов шла подготовка кадров со средним и высшим образованием.

Начиная с 1985г. в сфере зрелищного сервиса начинается развитие частной инициативы. В 1992г. принят Закон РФ «О культуре», согласно которому государство заботится о доступности культурных ценностей для своих граждан. Государство поддерживает низкие цены на услуги театров, цирков, организует массовые праздники и зрелища.

Однако система кинопроизводства и кинообслуживания, художественное творчество любителей понесли огромные потери. Частные театральные антрепризы и шоу-бизнес работают, главным образом, на обеспеченных людей, на «верхи» общества. Значительная часть культурных услуг недоступна населению по экономическим причинам.

Вывод: Ретроспектива зрелищного сервиса в России открывает возможные пути видоизменения, демократизации, усиления социально-культурной роли зрелищ в современной России.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

Как складывается судьба скоморошества в Древней и Средневековой Руси?

В чем причины дифференциации зрелищного сервиса в 18 веке?

Чем обусловлена тенденция общедоступности зрелищного сервиса в России 19 веке?

Какие противоречия характеризовали сферу зрелищного сервиса в Советской России?

Какие возможности повышения социально-культурной значимости зрелищ существуют в современной России?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: