Культурное потребление и его регулирование в системе социально-культурного сервиса

Понятие «культурное потребление». Уровни пользования социально-культурной услугой. Опережающие группы как ориентиры в культурном потреблении. Регулирование культурного потребления в системе социально-культурного сервиса.

Культурное потребление – использование достижений общества в области культуры, представленных в форме социально-культурных услуг, для удовлетворения социально-культурных потребностей человека, социальных групп и общества в целом.

Необходимым условием культурного потребления является производство социально-культурных услуг, которое предшествует потреблению и создает материал, предмет для культурного потребления.

Познавательная деятельность людей создает возможности для приобретения человеком знаний, умений и удовлетворяет потребность человека в познании. Результаты ценностно-ориентационной деятельности удовлетворяют потребность человека в формировании мировоззрения, убеждений системы ценностей. Коммуникативная деятельность вырабатывает нормы, необходимые каждому для жизни в обществе. Преобразовательная деятельность дает необходимый импульс самосовершенствованию и саморазвитию.

Результаты художественной деятельности служат удовлетворению культурно-эстетических запросов человека.

Характер и структура культурного потребления определяется совокупностью различных социально-культурных факторов., среди которых:

объем и разнообразие производственных социально-культурных услуг;

наличие групп людей с определенным образом жизни, отличной от других структурой потребления;

культурные традиции, общественное мнение, воздействующее на «престижность» потребления;

мода, динамизм и изменчивость которой меняет спрос на социально-культурные услуги.

Потребление социально-культурных услуг – выражение ориентации на определенные нормы и ценности, обозначение участия в социально-культурном процессе (причастность), утверждение социального престижа, способ инкультурации и социализации.

Деятельный интерес человека к социально-культурной услуге имеет три уровня:

· пользование социально-культурной услугой не оказывает воздействия на внутренний мир личности (внешняя приобщенность);

· в процессе пользования пользование социально-культурной услугой социально-культурной услугой формируется установка на социально-культурную услугу, налицо активный интерес, готовность к поступку;

· реализация интереса к социально-культурной сфере в жизнедеятельности человека становится составной частью индивидуального стиля жизни.

Потенциальные возможности человека как потребителя социокультурной услуги могут быть охарактеризованы:

· сформированностью социально-культурных потребностей;

· наличием и устойчивостью интереса к конкретной сфере социально-культурных услуг;

· широтой и интенсивностью контактов с этой сферой;

· уровнем понимания интересующей сферы, уровнем компетентности, вкуса.

Потребление социально-культурных услуг человеком лимитируется ограничением свободного времени, материальным фактором, наличием учреждений социально-культурной сферы, производящих социально-культурные услуги.

Производство социально-культурной услуги – это создание культурной ценности, воплощающей в себе проект ее использования: продвижение, реализацию (продажу), само предоставление и потребление.

При этом в зависимости от характера потребления в социально-культурной услуге может выявляться то, что вовсе не планировалось.

Возможно, например, автономное, индивидуальное, игнорирующее, общественное содержание потребление социально-культурной услуги или антиобщественное поведение в процессе потребления услуги как результат коллективного заражения. Все это ставит задачу регулирования культурного потребления в качественном и количественном отношении.

Существенно, что в современных условиях в обществе существует культурное неравенство, создаваемое неравными возможностями доступа разных слоев населения к социально-культурным услугам и связано это не с отсутствием интереса к культуре, а с уровнем жизни, материального достатка.

Недопустимы отчуждение от культуры, недоступность социально-культурных услуг, поскольку это резко снижает количество и качество связей с жизнью, удовлетворение всей полноты устремлений личности. Социально негативный смысл имеют и праздность как стиль жизни, и социальный паразитизм участников «культурных тусовок».

Таким образом, регулирование культурного потребления – достижение желаемых состояний и параметров потребления социально-культурных услуг. Оптимум культурного потребления определяется ориентацией на опережающие группы – носителей социально-желательного характера, уровня или масштаба потребления социально-культурных услуг.

Как правило, это люди с высоким развитием духовного потенциала, общественно активные, успешно выполняющие социальные роли в общественном производстве, в семье, в досуговом общении. Это высшая для данных социально-экономических условий и локальных социально-культурных возможностей степень культурного развития личности. Присущие этой социальной группе реально существующие характеристики и масштаб потребления культурных услуг можно считать оптимальными целевыми показателями культурного потребления. На этой основе может быть определен социально-целесообразный на данный момент уровень культурного потребления для основных демографических и социальных категорий населения, может осуществляться регулирование культурного потребления.

Регулирование культурного потребления может осуществляться через общественные фонды. Общественные фонды потребления – это часть совокупного дохода государства, направленная на удовлетворение приоритетных, в том числе, культурных потребностей членов общества, за счет которых предоставляются бесплатные или льготные социально-культурные услуги, через регулирование равновесия спрос – предложение социально-культурных услуг в зависимости от конкретной ситуации.

Организатор социально-культурного сервиса комплексом мер может:

· помочь осознать потребность и предложить соответствующую услугу;

· актуализировать спрос, подняв качество услуг, предметно регламентировать набор услуг и условия целевой аудитории;

· изменить цены или иначе распределить их во времени;

· сбить спрос на услуги, сняв рекламу или предложив другую услугу.

Учреждения социально-культурного сервиса, производящие социально-культурные услуги, решают двуединую задачу:

удовлетворение и формирование социально-культурных потребностей;

рационализация потребления социально-культурных услуг, обеспечивающая социально-культурную и экономическую эффективность.

Во всех случаях соблюдается равновесие между интересами организации социально-культурного сервиса: реализуется то, что пользуется спросом и отвечает требованиям культуры.

Показателями социально-культурной эффективности организации социально-культурного сервиса в локальной социально-культурной среде могут считаться:

· воздействие на образ жизни, духовное развитие и поведение людей;

· оптимальные варианты использования имеющихся ресурсов для производства социально-культурных услуг;

· разнообразие типов учреждений по производству и распространению социально-культурных услуг;

· отсутствие зон, не охваченных социально-культурным сервисом.

Вывод:Культурное потребление реализует экономический потенциал культуры, воздействует на культурное развитие человека, образ жизни людей и регулируется в соответствие со спросом и требованиями культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: