Типу потребления

По функциональному назначению услуги подразделяются на материальные и социально-культурные. Но каждая из услуг независимо от того, в какую группу она входит, содер­жит материальную и нематериальную составляющие, от кото­рых в значительной степени может зависеть качество услуги и удовлетворенность потребителя.

К материальной составляющей при оказании материальных услуг относятся сырье и материалы, оборудование, технологи­ческие процессы, персонал, транспортные средства, конечный продукт и т. д.

Материальный компонент социально-культурных услуг — помещения, мебель, офисная техника, бумага, канцелярские принадлежности, справочная литература и т. д. Материальные компоненты любой услуги независимо от ее функционального назначения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим материальным объектам,

Нематериальный компонент услуги подразделяют на две составляющих:

первая — информация, сопровождающая процесс подготовки и непосредственного предоставления услуги, (инструкция клиенту, варианты или типы предоставляемых услуг, спецификация и т. п.);

вторая — характер взаимодействия исполнителя и потребителя (вежливость, доверительность, внимательное обслуживание клиента).

При этом, чем больше материальная составляющая услуги, тем значительнее и важнее требования к конечному результа­ту и, наоборот, чем меньше материальная составляющая, тем важнее требования к процессу взаимодействия исполнителя и потребителя.

По особенностям технологии предоставления услуги под­разделяются на три группы:

услуги, связанные с созданием новых потребительных стоимостей (ценностей) — пошив одежды, обуви, изготовление мебели, строительство жилья по индивидуальным заказам, приготовление пищи на предприятиях общественного питания и др.;

услуги, связанные с восстановлением ранее созданных по­требительных стоимостей (ценностей) — ремонт транспортных средств, бытовой техники, жилищ; стирка и химическая чистка изделий и т. п.;

• это услуги образования, торговли услуги, направленные непосредственно на человека или окружающие его условия и в предметах потребления не фик­сируемые, парикмахерские услуги, прокат, медицинские, банковские, юридические, туристические, услуги гостиниц и т. п.

Услуги, связанные с созданием новых потребительных стоимостей (ценностей), называют производственными, а ус­луги, направленные непосредственно на человека и его окру­жение — потребительскими.

В табл. 3.1 приведён перечень наиболее распространенных видов (наименований) бытовых услуг, предоставляемых насе­лению РФ.

Таблица 3.1 Бытовые услуги, предоставляемые населению

Российской Федерации

Группа бытовых услуг Наименование (вид) бытовой услуги
   
Услуги, связанные с созданием новых потребительных стоимостей
Ремонт и изготовле­ние металлоизделий Изготовление ключей
Строительство жилья и других построек Строительство индивидуальных домов Изготовление и сборка бревенчатых и брусчатых срубов
Услуги фотоателье, фото- и кинолабора­торий Изготовление в павильоне черно-белых фотосним­ков для документов Изготовление вне павильона черно-белых фото­снимков для документов Изготовление черно-белых и цветных портретов
Услуги, связанные с восстановлением ранее созданных потребительных стоимостей
Ремонт обуви Ремонт верха обуви Замена застежки-молнии Постановка набоек, косячков, рубчиков из всех видов материалов Формование следа валяной обуви на колодке Ремонт обуви из синтетических материалов клее­вым методом
Ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галан­тереи Ремонт мужской верхней одежды Ремонт женской верхней одежды Ремонт верхних мужских сорочек Ремонт корсетных изделий Вставка застежки-молнии
Ремонт трикотаж­ных изделий Ремонт верхних трикотажных изделий
Ремонт и техниче­ское обслуживание бытовой радиоэлек­тронной аппаратуры Ремонт стационарных телевизоров Ремонт переносных телевизоров Ремонт стационарных и переносных радиовеща­тельных приемников
Ремонт бытовых машин Ремонт бытовых холодильников компрессионного и абсорбционного типов Ремонт бытовых пылесосов Ремонт бытовых стиральных машин. Ремонт швейных машин
Ремонт бытовых приборов Ремонт наручных и карманных механических часов Ремонт электрических и механических бритв Ремонт слуховых аппаратов Ремонт электроутюгов Ремонт велосипедов и велоколясок
Ремонт и изготовле­ние металлоизделий Ремонт замков Ремонт зонтов и футляров к ним Ремонт мясорубок, соковарок и скороварок
Ремонт мебели Ремонт мягкой мебели Ремонт корпусной мебели Ремонт детской мебели Ремонт кухонной мебели
Химическая чистка Химическая чистка одежды из тканей с содержа­нием натуральных, синтетических и искусственных волокон Химическая чистка изделий из натурального меха Химическая чистка шерстяных, хлопчатобумаж­ных одеял и пледов
Услуги прачечных Стирка хлопчатобумажного и льняного белья
Ремонт жилья и других построек Частичный ремонт домов, квартир по заказам населения
Услуги личного характера, направленные непосредственно на человека или на окружающие его условия и в предметах потребления не фиксируемые
Услуги бань и ду­шевых Услуги бань и душевых
Услуги парикмахер­ских Стрижка, окраска и укладка волос Маникюр Педикюр Косметические услуги
Услуги предпри­ятий по прокату Прокат бытовой радиоэлектронной аппаратуры Прокат электробытовых машин и приборов Прокат предметов домашнего обихода Прокат предметов детского ассортимента
Ритуальные услуги Изготовление временных надгробных сооружений из различных материалов Надписи на памятниках, мраморных досках, креп­ление фотографий на памятниках
Прочие услуги не­производственного характера Услуги по уборке квартир

По степени значимости услуги подразделяются на жиз­ненно важные (первоочередные), второстепенные и дополни­тельные.

Степень значимости услуг зависит от уровня доходов по­требителей, их предпочтений, социального положения, состава семьи и множества других факторов, в той или иной степени влияющих на формирование потребностей в услугах. Она име­ет большое значение для определения их структуры и объемов предоставления.

По типу потребления услуги подразделяют на услуги ин­дивидуального и семейного пользования.

В зависимости от степени участия государства в регули­ровании развития услуг их подразделяют на две группы:

услуги государственные (оплачиваемые государством): услуги образования, медицинские, почтовые и др.;

услуги негосударственные (оплачиваемые населением): бытовые, банковские, юридические, транспортные, туристские, гостиничного сервиса и др.

Среди услуг, оплачиваемых населением РФ, наибольшую долю (около 80%) составляют услуги жилищно-коммунальные, транспортные, связи, бытовые, образовательные. На долю ос­тальных услуг (медицинских, туристско-экскурсионных, пра­вовых, культуры, спортивно-оздоровительных, физкультуры и спорта и проч.) приходится примерно 20%.

Вместе с тем одни и те же услуги могут быть платными и бесплатными в зависимости от их вида, категорий обслуживае­мого населения, условий их предоставления. В первую очередь это имеет отношение к услугам высшего и среднего специального образования, медицинским, транспортным, а также бытовым услугам для малообеспеченного населения.

В западных странах услуги, предоставляемые населению, объединены в следующие группы:

• техническое обслуживание (наладка и ремонт сложно-тех­нических изделий, автосервис, строительство, информационные услуги);

• коммуникативные услуги (различные виды перевозок, телекоммуникации, почтовые услуги);

• служба приемов (ресторанное, гостиничное, туристическое обслуживание, организация досуга, в том числе зрелищные мероприятия);

• охрана здоровья;

• торговля;

• финансы (услуги банков, страховых агентств,продажанедвижимости);

• профессиональные услуги (консультация специалистов, юридическое обслуживание, обучение).

Характеристики услуг


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: