По функциональному назначению услуги подразделяются на материальные и социально-культурные. Но каждая из услуг независимо от того, в какую группу она входит, содержит материальную и нематериальную составляющие, от которых в значительной степени может зависеть качество услуги и удовлетворенность потребителя.
К материальной составляющей при оказании материальных услуг относятся сырье и материалы, оборудование, технологические процессы, персонал, транспортные средства, конечный продукт и т. д.
Материальный компонент социально-культурных услуг — помещения, мебель, офисная техника, бумага, канцелярские принадлежности, справочная литература и т. д. Материальные компоненты любой услуги независимо от ее функционального назначения должны соответствовать требованиям, предъявляемым к соответствующим материальным объектам,
Нематериальный компонент услуги подразделяют на две составляющих:
первая — информация, сопровождающая процесс подготовки и непосредственного предоставления услуги, (инструкция клиенту, варианты или типы предоставляемых услуг, спецификация и т. п.);
|
|
вторая — характер взаимодействия исполнителя и потребителя (вежливость, доверительность, внимательное обслуживание клиента).
При этом, чем больше материальная составляющая услуги, тем значительнее и важнее требования к конечному результату и, наоборот, чем меньше материальная составляющая, тем важнее требования к процессу взаимодействия исполнителя и потребителя.
По особенностям технологии предоставления услуги подразделяются на три группы:
• услуги, связанные с созданием новых потребительных стоимостей (ценностей) — пошив одежды, обуви, изготовление мебели, строительство жилья по индивидуальным заказам, приготовление пищи на предприятиях общественного питания и др.;
• услуги, связанные с восстановлением ранее созданных потребительных стоимостей (ценностей) — ремонт транспортных средств, бытовой техники, жилищ; стирка и химическая чистка изделий и т. п.;
• это услуги образования, торговли услуги, направленные непосредственно на человека или окружающие его условия и в предметах потребления не фиксируемые, парикмахерские услуги, прокат, медицинские, банковские, юридические, туристические, услуги гостиниц и т. п.
Услуги, связанные с созданием новых потребительных стоимостей (ценностей), называют производственными, а услуги, направленные непосредственно на человека и его окружение — потребительскими.
В табл. 3.1 приведён перечень наиболее распространенных видов (наименований) бытовых услуг, предоставляемых населению РФ.
|
|
Таблица 3.1 Бытовые услуги, предоставляемые населению
Российской Федерации
Группа бытовых услуг | Наименование (вид) бытовой услуги |
Услуги, связанные с созданием новых потребительных стоимостей | |
Ремонт и изготовление металлоизделий | Изготовление ключей |
Строительство жилья и других построек | Строительство индивидуальных домов Изготовление и сборка бревенчатых и брусчатых срубов |
Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий | Изготовление в павильоне черно-белых фотоснимков для документов Изготовление вне павильона черно-белых фотоснимков для документов Изготовление черно-белых и цветных портретов |
Услуги, связанные с восстановлением ранее созданных потребительных стоимостей | |
Ремонт обуви | Ремонт верха обуви Замена застежки-молнии Постановка набоек, косячков, рубчиков из всех видов материалов Формование следа валяной обуви на колодке Ремонт обуви из синтетических материалов клеевым методом |
Ремонт швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи | Ремонт мужской верхней одежды Ремонт женской верхней одежды Ремонт верхних мужских сорочек Ремонт корсетных изделий Вставка застежки-молнии |
Ремонт трикотажных изделий | Ремонт верхних трикотажных изделий |
Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры | Ремонт стационарных телевизоров Ремонт переносных телевизоров Ремонт стационарных и переносных радиовещательных приемников |
Ремонт бытовых машин | Ремонт бытовых холодильников компрессионного и абсорбционного типов Ремонт бытовых пылесосов Ремонт бытовых стиральных машин. Ремонт швейных машин |
Ремонт бытовых приборов | Ремонт наручных и карманных механических часов Ремонт электрических и механических бритв Ремонт слуховых аппаратов Ремонт электроутюгов Ремонт велосипедов и велоколясок |
Ремонт и изготовление металлоизделий | Ремонт замков Ремонт зонтов и футляров к ним Ремонт мясорубок, соковарок и скороварок |
Ремонт мебели | Ремонт мягкой мебели Ремонт корпусной мебели Ремонт детской мебели Ремонт кухонной мебели |
Химическая чистка | Химическая чистка одежды из тканей с содержанием натуральных, синтетических и искусственных волокон Химическая чистка изделий из натурального меха Химическая чистка шерстяных, хлопчатобумажных одеял и пледов |
Услуги прачечных | Стирка хлопчатобумажного и льняного белья |
Ремонт жилья и других построек | Частичный ремонт домов, квартир по заказам населения |
Услуги личного характера, направленные непосредственно на человека или на окружающие его условия и в предметах потребления не фиксируемые | |
Услуги бань и душевых | Услуги бань и душевых |
Услуги парикмахерских | Стрижка, окраска и укладка волос Маникюр Педикюр Косметические услуги |
Услуги предприятий по прокату | Прокат бытовой радиоэлектронной аппаратуры Прокат электробытовых машин и приборов Прокат предметов домашнего обихода Прокат предметов детского ассортимента |
Ритуальные услуги | Изготовление временных надгробных сооружений из различных материалов Надписи на памятниках, мраморных досках, крепление фотографий на памятниках |
Прочие услуги непроизводственного характера | Услуги по уборке квартир |
По степени значимости услуги подразделяются на жизненно важные (первоочередные), второстепенные и дополнительные.
Степень значимости услуг зависит от уровня доходов потребителей, их предпочтений, социального положения, состава семьи и множества других факторов, в той или иной степени влияющих на формирование потребностей в услугах. Она имеет большое значение для определения их структуры и объемов предоставления.
|
|
По типу потребления услуги подразделяют на услуги индивидуального и семейного пользования.
В зависимости от степени участия государства в регулировании развития услуг их подразделяют на две группы:
• услуги государственные (оплачиваемые государством): услуги образования, медицинские, почтовые и др.;
• услуги негосударственные (оплачиваемые населением): бытовые, банковские, юридические, транспортные, туристские, гостиничного сервиса и др.
Среди услуг, оплачиваемых населением РФ, наибольшую долю (около 80%) составляют услуги жилищно-коммунальные, транспортные, связи, бытовые, образовательные. На долю остальных услуг (медицинских, туристско-экскурсионных, правовых, культуры, спортивно-оздоровительных, физкультуры и спорта и проч.) приходится примерно 20%.
Вместе с тем одни и те же услуги могут быть платными и бесплатными в зависимости от их вида, категорий обслуживаемого населения, условий их предоставления. В первую очередь это имеет отношение к услугам высшего и среднего специального образования, медицинским, транспортным, а также бытовым услугам для малообеспеченного населения.
В западных странах услуги, предоставляемые населению, объединены в следующие группы:
• техническое обслуживание (наладка и ремонт сложно-технических изделий, автосервис, строительство, информационные услуги);
• коммуникативные услуги (различные виды перевозок, телекоммуникации, почтовые услуги);
• служба приемов (ресторанное, гостиничное, туристическое обслуживание, организация досуга, в том числе зрелищные мероприятия);
• охрана здоровья;
• торговля;
• финансы (услуги банков, страховых агентств,продажанедвижимости);
• профессиональные услуги (консультация специалистов, юридическое обслуживание, обучение).
Характеристики услуг