Биологическая и социокультурная

сущность человека и его потребностей

Лекция 4

Рассмотрение человека и его потребностей в частных науках: биологическая природа человека и рассмотрение человека в социологии

План лекции:

1. Социальная сущность и биологическая природа человека.

2. Отличие биологической природы человека от его социальной сущности (человек как биологический феномен).

3. Основные тенденции рассмотрения человека в социологии и проблема потребностей в современной социологии.

4. Выводы по лекции.

1. Социальная сущность и биологическая природа человека. Человек уникален, в основе данного положения лежит учение о сочетании в человеке биологического и социального. Биология, природное начало, ведь человек − это часть природы. Как природное, биологическое существо человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Все это характеризует биологическую природу человека.

Человек и общественное существо, живущее в обществе, которое социализирует человека.Человек рождается с набором биологических черт, разумным же он становится под действием общества. Учится языку, воспринимает нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, играет специфически социальные роли. Все его природные задатки и чувства, включая слух, становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства: социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности и т.д.

Таким образом, биологическое и социальное в человеке находятся в тесной взаимосвязи, объяснять развитие и поведение человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы не верным вне социальных условий одна природа еще не делает человека человеком. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д.

2. Отличие биологической природы человека от его социальной сущности (человек как биологический феномен).

Естественные потребности человека это проявление инстинкта жизни, который присущ человеку, как и животным. Усилия человека в этом направлении составляют основное содержание материального производства. Но природно-биологическое существование человека обеспечивает не только материальное производство, но и вся социальная организация жизнедеятельности людей (род, племя, семья).

Биологические (естественные) потребности это всеобщие первичные потребности жизнедеятельности организма, нормального функционирования человеческого тела.

К ним относятся: потребности питания и выделения, потребности расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводства рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой. Среди биологических потребностей выделяют также принцип экономии сил, который может проявляться и как всем знакомая лень, и как стремление к изобретательству, к совершенствованию навыков.

Биологические потребности делятся на два вида потребности «для себя» и потребности «для других». Потребности «для себя» обеспечивают выживание индивида. Потребности «для других» обслуживают выживание вида в целом как общности биологических особей. Предпосылкой развития потребности «для других» в животном мире являются родительский инстинкт, групповая забота о молодняке. У человека биологические потребности «для других» в основном проявляются как забота о близких, родных, членах семьи, об их благополучии.

Исходя из теории инстинктов, многие психологи и философы приписывали людям всевозможные инстинкты, среди которых назывались в качестве доминирующих материнская любовь, эгоизм, агрессия, любопытство, общительность и даже накопление. 3. Фрейд все эти многочисленные инстинкты свел к двум − инстинктам жизни и смерти. Инстинкт жизни воплощает стремление любого организма к продолжению своей жизни, росте. Инстинкт смерти, напротив, выражает собой деструктивную тенденцию организма, находящую выход в агрессии, разрушении, ненависти, жестокости, самоистязании.

Одно из возражений против этих теории, которая выводит человеческие мысли, чувства и деятельность непосредственно из биологических потребностей человека, состоит в том, что люди ведут не чисто биологическую жизнь. Решающей характеристикой человеческих нужд в отличие от нужд животных является то, что многие потребности человека порождаются организацией людей в непрерывно меняющейся общественно-экономической формации (музыка, литература, философия и т.д.). Есть потребность в транспорте, воспитании, культурной деятельности и др., совсем не связанных с прямой биологической необходимостью. И тем не менее, еще со времен 3. Фрейда среди психологов и психиатров продолжает господствовать тенденция, согласно которой все в человеческом бытии определяется биологическими потребностями, причем, главный упор делается на половом влечении.

Биологические потребности и свойства оказывают влияние на психику, но это влияние носит косвенный характер. Биологические потребности связаны с определенной техникой производства и исторической формацией (энергоэкономическая эволюция), которые, в свою очередь, определяют и характер нашей деятельности, и наши мысли, чувства, влечения, чувства и отношения между людьми. Такие качества людей, как доброта или агрессивность, эгоизм, любовь, порядочность и т.п. определяются не на биологическом, а на социальном уровне.

Только благодаря влиянию социальной деятельности человека произошло сочетание биологических потребностей человеческого организма с социальным опытом и социальными потребностями, что полностью изменило животный характер этих потребностей. Оно даже изменило саму физиологию мозга и тела человека. Благодаря изменению коры головного мозга под воздействием цивилизации, обучения, воспитания биологическое и социальное стали единым.

Первая и главная потребность человека − потребность жить. Перед этой потребностью все остальные потребности отступают на второй план, подчиняясь главной потребности − жить, а для того чтобы жить человек должен есть, пить, одеваться, иметь жилище, и рожать детей.

Итак человек является одним из организмов, что он подчинен силам и условиям, которым подчинены любые организмы вообще. Такие потребности называются жизненными (витальными) потребностями.

Социобиологический смысл питания. Голод и жажда − могучие двигатели человеческого поведения, ими вызываются множество поступков человека, они часто толкают человека к нарушению правил поведения. Вследствие голода верующие нередко едят запрещенную религией пищу. Голод преодолевает также правовые и нравственные факторы, даже честные люди становятся преступниками.

В любом обществе имеются институты, обязанные своим существованием этой потребности; институты производства питания; продовольственные магазины, рынки, ярмарки и т.п.; рестораны, столовые, закусочные, кафе, пивные, и т.д.; институты продовольствия, снабжения, пищевого обеспечения, закупочные комиссии, группы, распределяющие и развозящие продукты питания.

Значительная часть законов (правовых норм) представляет собой нормы, регулирующие питание и распределение пищевых продуктов между членами группы. Основным элементом многих религиозных обрядов и заповедей, начиная с обряда причащения, символизирующего питание человека, был и остается «хлеб наш насущный». Кроме того, широко распространенной темой произведений искусства, литературы, живописи являются голод и сытость.

Питание − важнейший компонент жизнедеятельности человека, оно определяет продолжительность и качество жизни человека. От питания во многом зависят не только здоровье, долголетие человека, но и его внешний вид, настроение, работоспособность, восприятие окружающего мира. Потребление здоровой пищи − один из главных принципов здорового образа жизни. Поэтому ошибки в структуре питания становятся одной из причин многих заболеваний (сердечно-сосудистых и онкологических).

Биологическое значение воды для человека. Огромную роль в жизнедеятельности человеческого организма играет вода и минеральные вещества − это основа жизни. Вода составляет 75% организма человека, 85% мозга, 94% крови, при потере 8% воды у человека появляются галлюцинации, 10% − кома, 12% − смерть. Без пищи человек может прожить более 30 дней, без воды − только 5-7 дней. При недостатке воды в организме она забирается: до 66% потребности из клеток, как следствие − повышается уровень холестерина (усталость), до 20% − из межклеточного пространства, в результате возникает подагра и камни в желчном пузыре, почках, до 8% из крови, что ведет к развитию инфарктов и инсультов.

В день человек должен получать столько жидкости, сколько он тратит (выводится из организма). Суточная потребность организма в воде составляет около 30 гр. на 1 кг массы

Социополитический характер современных феноменов голода и избыточного веса. Продовольственный кризис грозит миру массовым голодом. Сегодня под угрозой голода оказались многие государства, а не только самые нищие и отсталые страны Африки. Согласно мнению западных экспертов, продовольственный кризис более серьезная проблема, чем даже международный терроризм. Голод вместе с бедностью порождает угрозу мировой безопасности. Поэтому из вопроса морали борьба с голодом превращается в вопрос выживания. Голод, сопровождается общим регрессом в сфере образования, равноправия, культурного уровня т.д.

Противоположной проблемой современного общества является проблема избыточного веса. Животные едят в меру, эту меру им указывает сам инстинкт голода. Совсем другая картина с человеком. Для него обжорство, ведущее к болезням, обычное явление. Животные едят тогда, когда они хотят есть, у них нет точных часов еды. Порядок и способы приема пищи у них регулируются инстинктом голода. У человека не занятия приспосабливаются к голоду, а, наоборот, голод приурочивается к часам, определенной совокупностью социально-психических факторов.

Идеальная масса тела − главная забота многих людей в современных условиях. По статистике каждый четвертый взрослый в течение того или иного времени прибегает к диетам с целью снижения веса. Большинство людей хотят похудеть по соображениям красоты, но тип фигуры обусловлен генетически − даже усилием воли из коренастой фигуры «тростинка» не получится. Худеть необходимо, прежде всего, для того, чтобы быть здоровым. Для этого в первую очередь надо правильно питаться. Задача будущего заключается в том, чтобы на место инстинктивного механизма питания (поскольку он разрушен), поставить правила здорового питания, вырабатываемые наукой.

Сексуальная потребность как социобиологический феномен. Инстинкт размножения врожден организму, его удовлетворение необходимое условие существования человеческого рода.

Половой инстинкт вызывает ряд физиологических процессов в организме, приводящих к усилению деятельности органов воспроизводительной системы. Под влиянием этой потребности весь организм человека (и животных) превращается в аппарат, направленный на удовлетворение половой потребности. Меняются поступки человека, его внешний вид, нарушается нормальное течение психики путем вытеснения всех других представлений и мыслей. Под влиянием этой потребности человек совершает множество самых разнообразных актов: она побуждает его влюбляться, толкает на подвиги или безрассудные действия.

Половой инстинкт, подвергается правовому регулированию. Согласно нормам права, регулируются отношения между полами, супругами, родителями, между родителями и детьми, родственниками. В религии половой инстинкт проявляется в обоготворении детородных органов, в появлении богов и богинь плодородия.

Следствием удовлетворения половой потребности является воспроизводство населения. От роста и количества населения изменяется состав группы и характер ее организации. Степень влияния половой потребности на поведение людей не абсолютна. Например, человек находящийся в опасности, не испытывает потребности в удовлетворении данного инстинкта. Подавляет его и голод. На подавление полового инстинкта оказывают влияние и социально-психологические факторы. Например, под влиянием религии аскеты и многие сектанты подавляют эту потребность. То же можно сказать и о праве, нравственности, влияние которых проявляется и в формах брака. Влияют и экономические условия. Многие люди не вступают в брак до тех пор, пока не сумеют обеспечить семью. Другие, наоборот, вступают в брак из-за денег.

Влиянием социальных факторов объясняется и тот факт, что у людей частично разрушен биологический механизм, присутствующий у животных, определяющий время и способы удовлетворения половой потребности. Животные удовлетворяют ее тогда, когда этого требует природа, то есть время регулируется самим инстинктом.

Социально-психологические факторы оказывают также влияние на процесс размножения. По мере роста культуры и цивилизации одного и того же населения прирост его постепенно замедляется. То же влияние оказывает характер социально-правовой организации, религии, промышленности, экономического благосостояния страны. С ростом цивилизации и культуры половой фактор все более и более подпадает под влияние социальных условий. От них зависит быстрота размножения, величина смертности и рост населения.

Инстинкт индивидуального и группового самосохранения как биологическая потребность. Инстинкт самосохранения существует в двух формах: в форме инстинкта индивидуального самосохранения и группового. Они различаются между собой и действуют по-разному.

У человека инстинкт индивидуального самосохранения проявляется в форме чисто биологического инстинкта (в форме бессознательных действий) и в форме осознанного инстинкта. Инстинкт самосохранения побуждает человека действовать без всякого обдумывания, моментально. Например, когда мы обжигаемся, то машинально отдергиваем руку. Даже биологическая роль страдания и боли заключается в том, что они являются сигналами о неблагополучии. Но чаще у человека инстинкт самосохранения проявляется в осознанном виде.

Инстинкт самосохранения воздействует на физиологические процессы, на мысли человека, на поведение и общественную жизнь. Но современный человек часто испытывает удовольствие от потребления веществ, которые представляют угрозу для собственного и общественного здоровья (алкоголь, табак, наркотики).

С инстинктом индивидуального самосохранения неразрывно связан инстинкт группового самосохранения, который направлен на сохранение жизни не отдельного человека, а группы. Данный инстинкт возник на основе сохранения целостности целого рода или вида животных. Одной из форм проявления инстинкта группового самосохранения является родительский инстинкт, или материнский. У людей инстинкт группового самосохранения выступает чаще всего в осознанном виде, но нередко проявляется и в форме бессознательного инстинкта. Это проявляется в том, что люди жертвуют собой ради благополучия других людей, одни умирают за родину, другие − за друзей, родных.

Потребность подражания. Бессознательное подражание проявляется в том, что люди совершают ряд действий в силу подражания. Простейшие факты бессознательного подражания − заразительность смеха, ужаса, зевания и т.п. Подражатьзначит повторять, копировать определенный образец.

Подражание играет большую роль в общественных явлениях и в поведении человека. Всякое сходство людей в области моды, обычаев, этикета обусловлено подражанием. Наиболее ярко подражание проявляется в толпе. Зачастую настроение толпы заражает человека, в ней оказавшегося: он помимо своей воли и сознания поддается ее общему эмоциональному настрою. Бессознательное подражание является фактором человеческого поведения и социальных явлений. Благоприятствует его проявлению однообразие, бедность и монотонность впечатлений, или чрезмерное богатство раздражений.

Потребность движения. Еще одной биологической потребностью человека является потребность движения − характерное свойство всякого животного организма вообще, оно свойственно и человеку: составляет для человека абсолютную потребность, она может удовлетворяться и без участия материальных благ и услуг.

Удовлетворение этой потребности является фактором, вызывающим поступки и действия людей, начиная с бесцельных движений частями тела и кончая требующими специальных навыков актами (длительные прогулки, бег, прыжки, плавание, танцы, игры и т.д.). Наиболее ярко потребность движения проявляется в ситуации ограничения свободы движений. Для человека мучительным оказывается ограничение свободы движений даже пределами определенного помещения (тюрьма, камера) или пределами территории (запрет въезда, выезда).

Потребность отдыха. В качестве других биологических потребностей можно назвать потребность отдыха и сна.

Отдых − рекреация (от лат. recreation - восстановление) для человека − одна из витальных потребностей. Человек не может непрерывно работать или бодрствовать, он нуждается в отдыхе и сне. Именно данной потребностью определяются ритмы жизни (суточный, рабочий день, смена, отпуск, обеденный перерыв, каникулы и т.д.).

Потребность в отдыхе реализуется как своевременный отдых организма от различных нагрузок, в том числе информационных, во время которого восстанавливается потенциал. Утомление наступает как импульс, а отдых это та замедленная активность, которая проявляется как внешняя, видимая пассивность. Идеальная модель отдыха представляет собой соответствие рекреационных потребностей индивида разумному порогу их удовлетворения. Этот разумный порог допускает следующие явления: восстановление физических сил организма, удовлетворение первичных потребностей человека, регулярное удовлетворение физических и духовных потребностей средствами, к которым относятся лечение и профилактика здоровья, релаксация, туризм, физическая рекреация как борьба с гиподинамией. При этом надо учитывать психологию человека, его индивидуальные особенности и эстетические критерии.

Потребность в гигиене предусматривает использование физической активности в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и вида профессиональной деятельности. В компетенции личной гигиены также находится регламентация темпов и ритма жизни, режима сна и отдыха; особенно это касается жителей больших городов, т.к. в условиях урбанизации (роста городов) создается ускоренный темп ритма жизни, увеличиваются коммуникативные связи, перегрузки информацией, высокий уровень шума, повышение стрессовых нагрузок − все это приводит к нервным перегрузкам, депрессии.

Эта область знания предполагает и разработку гигиенических требований к предметам быта (особенно изготовленных из синтетических материалов) и современной бытовой техники. Поэтому разработка гигиенических требований к бытовой технике − одно из актуальных направлений исследований современной гигиенистики.

Потребность в жилье. Жилье − обеспечивает человеку благоприятную среду обитания, а одной из характеристик условий жизни является «жилищный комфорт», определяющий оптимальные условия расселения семьи в квартире. В условиях бурного градостроительства возрастает опасность негативного влияния изменений жилой среды на здоровье вследствие увеличения этажности и плотности застройки, использования вредных строительных материалов.

Экология культуры человека. Человек как существо биосоциальное адаптируется. Биологическая адаптация обусловлена стремлением человека сохранить свои биологические функции, а это, в свою очередь, способствует сохранению социальных.

Современная техногенная цивилизация уже сейчас высвечивается как цивилизация постбиосферная и постчеловеческая. Ее становление и развитие характеризуется трансформацией, в ходе которой разрушаются прежние формы жизни биосферы, жизнедеятельности людей и многогранной природы биосферного человека. Речь идет о том, что человечество, проделав путь от «природного» к «социотехноприродному», добившись некоторой независимости от природных воздействий, подпадает под влияние техносферы.

Прежде всего, это касается проблемы соотношения между растущими человеческими потребностями и возможностями природы. И чем «выше» уровень цивилизации, тем сильнее потребительски негативное воздействие общества на природы.

Еще одна группа проблем, вызванная техногенной адаптацией человека, связана с экологией самого человека и его жизнестойкости. Человек утратил целостность с природой: в условиях индустриальной цивилизации экология человека значительно расходится с экологией окружающей среды, входит с ней в противоречие. Под влиянием внешней экологии изменяется и внутренняя экология человека.

Например, современный человек употребляет полуприродную полуискусственную пищу, что связано не только с широким использованием минеральных удобрений, но и с социализацией природного мира в целом - с надприродным индустриально-искусственным выращиванием животных и растений. Наши предки употребляли в пищу в пять раз больше клетчатки, в четыре раза меньше соли и в два раза меньше жиров. Значительно реже в их рационе было мясо. Таким образом, их питание было значительно более здоровым.

Кроме того, загрязненные вода и воздух, на которые обречен современный человек, представляют угрозу для здоровья. Жизненно важная для организма кишечная бактериальная флора может серьезно пострадать от употребления загрязненных вод, легкие под воздействием загрязненной среды значительно чаше поражаются бронхитами, раком и другими болезнями. В результате нарушения экологии человека приобрели массовый характер многочисленные так называемые «городские болезни».

Ускоренное формирование ноосферы во второй половине XX века сопровождается и ускорением деградации современного типа человека. Именно этот период характеризуется нарастающим созданием технически комфортной среды обитания людей и социализацией естественно- природного мира во имя комфортности и «сытости». Таким образом, процесс развития техносферы и ноосферы, соответственно гибели биосферы и биосферного человека, получает свое ускорение.

Деградация биосферного человека, выражающаяся в том, что человек стремительно теряет свои природные качества, осуществляется двумя путями. Первый из них − ярко выраженный путь физического и психического вырождения нынешнего типа человека. Второй − это путь формирования нового, безнравственного человека, интегрированного в мир техники и органически соединенного с техносферой и ноосферой, что также является сценарием деградации биосферного человека, но деградации «перспективной». В этом сценарии природная жизнедеятельность человека всецело определена техникой, его жизнь конструируется искусственными технологиями. Искусственное сердце, искусственные легкие, искусственные глаза и уши, искусственное оплодотворение и т.п. становятся нормой существования человека.

«Вторая природа», имеет устойчивую тенденцию к совершенствованию и постоянному усложнению. Усложняя ее в соответствии со своими потребностями, человек создает и «третью природу» − искусственную жизнь, связанную со «второй», но качественно от нее отличную. «Третья природа» рождается, прежде всего, в мире компьютерных технологий и может претендовать на особую форму «жизни». Этот новый феномен, приобрел устойчивую тенденцию к развитию и самостоятельной жизни.

3. Основные тенденции рассмотрения человека в социологии и проблема потребностей в современной социологии. Классический социологический взгляд на человека предполагал, рассмотрение человека как представителя различных социальных групп и исполнителя социальных ролей. Человек рассматривается как продукт социальных отношений (марксизм, бихевиоризм, структурно-функциональный подход), с другой, преимущественное внимание обращается на личность человека, игнорируя при этом социальный контекст (персонализм).

С позиций социологии человеческая потребность − это «объективно-субъективное» явление. Объективность потребностей заключается в том, что они отражают воздействие общества на сознание и деятельность отдельного человека или социальной группы. Субъективный аспект потребностей связан с тем, что они выражают это воздействие в индивидуальной форме. Социологические исследования, как правило, сосредотачиваются на объективной стороне потребностей.

Наиболее проработанными в теоретико-методологическом отношении можно считать те работы, в которых потребности изучаются с позиций деятельностного подхода. Наиболее демонстративны здесь исследования А.Г. Здравомыслова, Л.П. Буевой, А.И. Самсина, Э. Фромма.

Потребность − нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности, социальной группы, общества в целом (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов).

Потребность − состояние недостатка в чем-либо, стимулирующее, побуждающее деятельность, направленную на восполнение этого недостатка; одна из отличительных черт всякой жизнедеятельности (И.В. Бестужев-Лада).

Все многообразие потребностей человека социология пытается свести в единую систему. Именно для этого вырабатываются основанные на различных принципах классификации потребностей. По происхождению потребности можно разделить на витальные, социальные, идеальные, познания и творчества. По сферам деятельности и функциональной роли потребности классифицируются следующим образом:

По сферам деятельности По функциональной деятельности
Потребности, связанные с трудом Доминирующие и второстепенные
Потребности, связанные с познанием Устойчивые и ситуативные
Потребности, связанные с общением
Потребности, связанные с отдыхом
Потребности, связанные с трудом

По значимости выделяются следующие группы потребностей:

жизненно важные потребности, неудовлетворение которых приводит к ликвидации социального субъекта или революционному преобразованию социального института
потребности, удовлетворение которых обеспечивает функционирование социального субъекта в соответствии с социальными нормами, а также позволяет осуществляться эволюционному развитию социальных институтов
потребности, удовлетворение которых происходит на уровне минимальных социальных норм, что обеспечивает сохранение социального субъекта, но не его развитие
потребности, удовлетворение которых обеспечивает комфортные (для данного социокультурного пространства и социального времени) условия функционирования и развития

По характеру удовлетворения социальные потребности бывают: насыщаемые, то есть имеющие четкий предел; ненасышаемые (знания).

Процесс формирования социальных потребностей. Социальные потребности не являются простои суммой индивидуальных потребностей. Особым видом социальных потребностей являются статусные потребности.

Статусные потребности лежат в основе многих направлений потребительской активности людей, поскольку удержание статуса в современном мире предполагает не только совершенствование в профессионализме, но и поддержание определенного эстетического стандарта. Работа человека часто является одним из мощных факторов формирования статусных потребностей. Так, многие виды деятельности требуют переработки большого количества информации, что порождает потребность в средствах ее сбора и анализа, среди которых ключевое место сейчас занимает персональный компьютер. Потребность в нем порождается не индивидом, а его рабочим местом. Другим источником статусных потребностей является субкультура среды, к которой принадлежит индивид. Тогда обладание компьютером превращается в жесткое условие принадлежности к этой субкультуре.

4. Выводы по лекции. Биологический подход к человеку рассматривает его в перспективе единства биогенеза и поэтому при объяснении специфики человека исходит из его органических характеристик. В границах этого подхода человек осознается как существо, подчиненное собственной телесности, на базе которой формируется комплекс естественных потребностей, побуждающих его к действиям, направленным на их удовлетворение. Так потребности определяются как проявления зависимости человеческого организма от существенных для его самосохранения и саморазвития факторов внешней среды. Изучая природу потребностей, биологический подход фокусируется на фундаментальных витальных потребностях, то есть на тех, удовлетворение которых гарантирует оптимальную жизнедеятельность организма. Но человек − это биосоциальное существо, все биологические параметры в нем проникнуты единым опытом коллектива, поэтому биологический подход уделяет также внимание социальной корректировке витальных потребностей.

Характерный для социологии подход к человеку сосредоточен, прежде всего, на зависимости образа жизни и самосознания человека от социальных условий, в которых он находится. В отношении потребностей основным предметом социологических исследований выступают социальные потребности, формирование которых связывается с воздействием культурной традиции и социальных институтов на индивида. Исследования современных западных социальных философов и социологов акцентируют внимание на доминировании в процессе формирования социальных потребностей ценностных, в большинстве случаев идеологических, факторов над рациональными. Это означает, что потребности человека, определяются стандартами социоэкономической среды, в которой он существует, что, к сожалению, делает их легкодоступным объектом для манипуляций властных институтов.

Вопросы для повторения и для семинара 4

1. Какую роль в жизни человека играют биологические потребности?

2. Что первично в человеке: биологическое или социальное?

3. Какие потребности являются адекватным выражением биосоциальной природы человека?

4. В чем заключается сущность здорового образа жизни?

5. В чем значимость личной гигиены?

6. Как влияют техносфера и ноосфера на биосферу человека?

7. В чем заключается специфика социологического подхода к изучению человека?

8. В чем заключается специфика социологического подхода к рассмотрению потребностей человека?

9. Реконструируйте существующие в социологии классификации потребностей человека.

10. Сравните социальные и биологические потребности человека.

11. Дайте характеристику статусных потребностей человека.

Литература

1. Балакина Ю.Ю. Человек и его потребности (Сервисология): Учебное пособие /Ю.Ю. Балакина. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2010. − 285 с. (Высшее образование).

2. Бережной Н. М. Человек и его потребности. − М., 2002.

3. Гирусов Э. В. Основы социальной экологии. − М, 1998.

4. Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 160 с. – (Серия «Учебное пособие»).

5. Основы антропоэкологии. Под ред. В.Л. Обухова и В.Б. Сапунова. − СПб., 2000.

6. Удальцова М.В. Сервисология. Человек и его потребности: Учебное пособие /М.В. Удальцова, Е.В. Наумова. – 3-е изд. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2014. – 105 с. – (Библиотека высшей школы).

7. Человек и его потребности. Учебник /Назиров А.Е. – СПб.: «Интермедия», 2012. – 439 с.

8. Эккерман Д. Краткая история человеческого тела. 24 часа из жизни тела. Секс, еда, сон, работа. – М., 2008.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: