Прочитайте текст и выполните задания

(1)Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.
(2)Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (3)Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4)Но контролёр всё же у большинства был. (5)Высший нравственный контролёр — совесть. (6)Но ведь и только! (7)Да, и только. (8)Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9)На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10)Дежурные медсестры выходили их встречать. (11)3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12)Пострадавший был спасён.
(13)Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14)Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15)Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16)Главное ведь было в ином. (17)Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18)У них не было других мотивов. (19)Нравственный долг — их главный мотив. (20)Поступок этих людей — не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.
(21)На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22)Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23)Для каждого!
(24)С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг — одно, а выполнение нравственного долга — другое. (26)Журналисту тоже следовало это знать. (27)Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28)Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.
(29)Одно берёт начало в другом. (30)Большое — в малом, великое — в большом.

(По Г.Н. Бочарову*) *Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) —
журналист, публицист, политический обозреватель.

1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложениях 9—12 представлено повествование.

2)В предложениях 17—19 представлено рассуждение.
3) 24 предложение текста содержит описательный фрагмент.

4)Предложение 30 поясняет содержание 29 предложения текста.
2. В каком предложении используется фразеологизм?

1) 5 2) 17 3) 21 4) 24
3. Среди предложений 1—9 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи противительного союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
4. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе тексте, который вы анализировали, выполняя задания А28—А30, В1—В7.

Т.Н. Бочаров часто выражает свою мысль с помощью таких лексических средств, как _____ («атмосферу, обстановку» в предложении 21, «столкновения, конфликта» в предложении 28) и ______ («общественный» — «личный» в предложении 28). Передать точнее мысли и чувства публицисту помогают такой приём, как ________ (предложения 20, 25), и такое синтаксическое средство, как __________ (предложения 9, 14).


1) риторический вопрос 2) антонимы 3) диалектизмы 4) литота 5) олицетворение 6)противопоставление 7)ряды однородных членов 8)контекстные синонимы 9) восклицательные предложения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: