Особенности системы подготовки юных прыгунов в воду

Подготовка спортсменов высокого класса процесс длительный и сложный. Под подготовкой спортсмена понимается всю совокупность целенаправленных на него воздействий, приводящих в итоге к высоким достижениям в избранном виде спорта (В.Д. Буштрук, В.Ф. Костюченко, Е.Г. Шубин, 2002). В ее основе лежит целевая направленность, комплексность и взаимодействие частей, единство целостной системы и управления ею.

Необходимость совершенствования системы подготовки спортсменов определяется рядом обстоятельств и условий, существенно влияющих на структурно-функциональную организацию тренировочного процесса.
Основным фактором, обусловливающим совершенствование системы многолетней тренировки спортсменов, является всё возрастающая конкуренция на международной арене, а так же приближение психологических, физических и функциональных нагрузок спортсменов к предельным границам человеческих возможностей (И.А. Сапов, А.С. Солодков и др., 1976; В.Н. Афонин, 1976; К.Л. Чернов, 1978; М.Я. Набатникова, 1978; И.В. Аулик, 1979; М.А. Годик, 1980; А.Н. Тяпин, 1986; В. А. Иорданская, Н В., Карполь, 1995, С.И. Вовк, 2005 и др.).

Возросшие требования к уровню подготовленности, функциональным возможностям спортсменов, предусматривает совершенствование всей системы подготовки.

Проблема построения тренировочного процесса занимает центральное место в системе подготовки квалифицированных спортсменов. При всём многообразии средств и методов подготовки спортсменов, тренировочные и соревновательные нагрузки достигли таких величин, что дальнейшее их увеличение может стать причиной срыва индивидуальной адаптации спортсменов, снижения эффективности тренировочного процесса, ухудшения спортивных результатов, и возникновения патологических изменений в различных функциональных системах организма (Горбунов В.А., 2005).

В процессе построения спортивной подготовки целостность тренировочного процесса обеспечивается определенной структурой, которая характеризуется следующим: взаимосвязью элементов содержания тренировки (средств, методов общей и специальной (ОФП, СФП), тактической и технической подготовки); необходимым соотношением параметров тренировочной нагрузки (ее количественных и качественных характеристик объема и интенсивности); определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы или стадии данного процесса (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2005).

Ряд ученных (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Л.П. Матвеев, А.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.) к основным факторам, определяющим этапы и структуру многолетней подготовки относят:

- индивидуальные особенности спортсменов (половые, типы их биологического созревания);

- закономерности естественного развития организма человека и формирование его функций;

- структуру соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающие высокие спортивные результаты;

- закономерности становления различных сторон спортивного мастерства определенного вида спорта;

- возраст, в котором спортсмен начал занятия и когда он приступил к специальным тренировкам;

- содержание тренировочного процесса (состав средств и методов, динамика нагрузки, построение различных структурных образований тренировочного процесса, дополнительные факторы - специальное питание, тренажеры, восстановительные и стимулирующие средства и т.д.).

Обычно выделяют 4 – 5 этапов, имеющих свои особенности построения тренировочного процесса. В специальной научно-методической литературе можно встретить разные названия этапов многолетней подготовки при этом у авторов сохраняется единство в трактовке их содержания.

Согласно Л.П. Матвееву и В.Н. Платонову различают следующие этапы многолетней подготовки:

1 этап – предварительной спортивной специализации.

2 этап – начальной специализации.

3 этап – углубленной специализации.

4 этап – спортивного совершенствования.

5 этап – сохранение достижений.

Этап предварительной спортивной подготовки – это один из основных этапов, на котором закладываются физические, психические и функциональные возможности будущих высококвалифицированных спортсменов. Занятия в группах начальной подготовки создают прочный фундамент будущих спортивных достижений: прививают интерес к занятиям избранным видом спортивной деятельности, обеспечивают всестороннее и гармоническое развитие растущего организма детей, повышают общий уровень его функциональных возможностей и закладывают основы техники избранного вида спорта.

К главным задачам это тренировочного периода относят укрепление и сохранение здоровья, закаливание организма, формирование, правильной осанки; воспитание дисциплинированности, активности, организованности, самостоятельности, умения правильно распределить время; разносторонняя физическая подготовка, в ходе которой развиваются ловкость, быстрота движений, гибкость, укрепляется мышечно-связочный аппарат, приобретаются навыки в гимнастике, акробатике, хореографии, подвижных играх и т. д.; обучение основам техники и выполнение юношеских разрядов.

Продолжительность этого этапа в системе многолетней спортивной подготовки может колебаться от одного до трех лет. При подготовке спортсменов используются разнообразные средства. Чаще всего это упражнения из различных видов спорта и подвижных игр, выполняемые без значительных физических и психических нагрузок; комплексы разнообразных двигательных действий, ориентированных на первоначальное освоение технических элементов, без стабилизации внешней формы движения, т.е. элементы технической подготовки не должны формировать стойкого двигательного навыка. Наиболее целесообразно концентрировать больше внимания на динамике и ритме выполняемых упражнений. Это обусловлено достаточно быстрым приростом физической подготовленности требующей постоянной корректировки технических параметров выполняемых упражнений. Разнообразные виды подготовки находятся в следующем соотношении: общая физическая подготовка – 45-50%; вспомогательная подготовка 40-45%; специальная физическая подготовка – 5% (Буштрук В.Д., Костюченко В.Ф., Шубин Е.Г., 2002).

В связи с тем, что данный этап спортивной подготовки связан с младшим школьным, а в прыжках в воду и со старшим дошкольным возрастом, к основным методам организации и проведения спортивных тренировок следует отнести игровой, так как он позволяет сформировать интерес к регулярным занятиям и способствует его эмоциональности; целостный метод при освоении техники, так как на данном этапе в основном изучаются простые двигательные действия. Тренировочные занятия рекомендуют проводить 2-3 раза в неделю по 40-60 минут. Годовой объем тренировочных нагрузок не более 150-200 часов (Л.П. Матвеев, 1992)

Этап начальной специализации является базовым этапом в подготовке юных спортсменов. На данном этапе тренер, совместно с родителями и ребенком могут определить его возможности, желания и интересы заниматься именно избранным видом спорта. Данный этап предполагает разностороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья; устранение недостатков в уровне физического развития и физической подготовленности; создание двигательного потенциала (в том числе соответствующего специфике будущей специализации); уточнение спортивной специализации; приобретение опыта участия в соревнованиях; создание устойчивого интереса к многолетнему спортивному совершенствованию.

На этапе начальной спортивной специализации используются разнообразные упражнения из арсенала избранного вида спорта. Занимающиеся осваивают большой объем специально-подготовительных упражнений. Однако специальные упражнения все-таки еще занимают относительно небольшой объем. Особое внимание следует уделять развитию быстроты, координации и гибкости. Техническая подготовка в большей степени строится на использовании разнообразного материала избранного вида спорта. Соотношение видов подготовки: ОФП – 35-40%; ВП – 50% (вспомогательная подготовка) и СФП – 15%. Тренировочные занятия проводятся 3-5 раз в неделю, продолжительностью 1,5-2 часа. Общий годовой объем нагрузки 350-600 часов (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2009).

По мнению В.Н. Платонова, интенсификацию тренировочного процесса у юных спортсменов можно осуществлять по следующим направлениям:

- планомерное увеличение суммарного объема тренировочной работы;

- своевременность начала узкой специализации и постепенное увеличение объема специальной подготовки в границах этапа максимальной реализации индивидуальных возможностей;

- постепенное увеличение количества занятий в микроциклах;

- планомерное увеличение количества занятий избирательной направленности;

- увеличение объема технико-тактической подготовки в условиях, максимально приближенных к предполагаемой соревновательной деятельности.

Как отмечает Л.П. Матвеев (2000) основные закономерности и технология построения многолетней системы тренировочного процесса базируются на следующих положениях, которые должны применяться как у высококвалифицированных, так и у юных спортсменов:

- Плавное, волнообразное и противофазное изменение объема и интенсивности основных тренировочных нагрузок.

- В суммарном объеме использования тренировочных средств доля средств ОФП должна быть значительной в переходном и подготовительном периодах и постепенно снижаться по мере приближения к соревновательному сезону.

- Умеренное использование средств СФП в переходном и подготовительном периодах и постепенное увеличение их доли по мере приближения к соревновательному периоду.

- В целом относительно равномерное размещение основных тренировочных средств физической и технико-тактической подготовки в годичном цикле и комплексное использование их для параллельного решения задач: а) повышения моторного потенциала (через ОФП и СФП); б) совершенствования умения реализовывать этот потенциал (через технико-тактическую подготовку).

- На заключительном этапе использованием соревновательного упражнения как основного тренировочного средства интегральной подготовки. Результаты, достигнутые по различным направлениям подготовки, объединяются в единое целое, характеризуемое их слаженностью и эффективностью комплексного проявления.

- В ходе тренировки необходимо сохранять такое состояние спортсмена, которое обеспечивает возможность успешного выполнения основного соревновательного упражнения.

- Повторная тренировочная нагрузка на фоне неполного восстановления организма нежелательна, особенно в юном возрасте. В ходе тренировки уровень специальной работоспособности должен неуклонно повышаться, снижение его на отдельных этапах свидетельствует об отклонении от правильной линии в организации тренировки.

По мнению В.А. Горбунова и А.Ю. Лебединского (2005) с целью совершенствования различных сторон подготовленности юных спортсменов, направленных на достижение наивысших результатов при построении тренировочного процесса необходим учет ряда факторов:

- порядок взаимосвязи и соотношения различных сторон спортивной подготовки (ОФП, СФП, технической, психологической и т.д.);

- соотношение параметров тренировочных и соревновательных нагрузок (объема и интенсивности работы, доли соревновательных нагрузок в суммарном объеме работы и т.д.);

- последовательность и взаимосвязь различных звеньев (отдельных занятий, микро- и мезоциклов, этапов, периодов и т.д.).

При выборе структуры годичного цикла тренировки необходимо так же учитывать специфические особенности вида спорта и закономерности становления мастерства в нем, необходимость подготовки к участию в конкретных соревнованиях с показом определенного результата, индивидуальные адаптационные возможности спортсмена и структуру его подготовленности, содержание предшествующей тренировки.

Только с учетом перечисленных факторов можно попытаться подобрать для того или иного спортсмена, той или иной тренировочной группы наиболее адекватную модель годичного тренировочного цикла. Задача эта весьма сложная из-за бесчисленного множества возможных значений и сочетаний в составе, объеме, продолжительности и организации нагрузок различной направленности. Как справедливо отмечает Ю.В. Верхошанский (1985), практические принятия решения в такой ситуации осуществляется путем перебора и оценки многих из приемлемых вариантов построения тренировки. Их тем меньше, чем опытнее тренер, то есть чем больше у него оснований к тому, чтобы сразу отвергнуть одни варианты и задуматься над другими. От себя добавим, что готовых рецептов в этом деле нет и быть не может, даже если кто-то предлагает, казалось бы, безупречную модель. Вместе с тем, современная теория и методика спортивной тренировки и практика ее осуществления накопили солидный материал, позволяющий выбрать наиболее целесообразную модель построения системы многолетней спортивной подготовки в большом спорте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: