Прыжки в воду в системе физического воспитания молодежи

Прыжки в воду относятся к числу водных спортивных дисциплин, но основные технические элементы прыжка спортсмен выполняет в воздухе – до контакта с водной поверхностью. Как и другие средства и методы физической культуры прыжки в воду способствуют совершенствованию формы тела, развивает силу, ловкость, гибкость и выносливость, учат управлять своими движениями, создают условия психического и физического комфорта.

Прыжки в воду как вид физических упражнений оформился еще в древности. Л. Куна (1986) указывает на то, что прыжки в воду (ногами и головой вперед) со скал, рифов, кораблей практиковались еще в древности. В основном это выполняли рыбаки, ныряльщики и воины. Причем у древних римлян воины не редко прыгали в полном боевом снаряжении. Не менее популярно было подобное развлечение и в более поздние времена.

Как вид вспомогательной подготовки гимнастов, прыжки в воду стали развиваться в XVII веке. Они позволяли гимнастам отрабатывать сложные упражнения над водой, что исключало возможность получения серьезной травмы. В 1798 году Гутс-Мутс издал «Краткое руководство по плаванию», в котором в первые были опубликованы методические указания по обучению прыжкам в воду. Во второй половине XIX века прыжки в воду («причудливое ныряние») получили большое распространение во многих странах. Этому способствовало строительство специальных водноспортивных сооружений и невероятная популярность гимнастики (являющейся, по сути, основой техники прыжков в воду). Гимнастические упражнения «проникли» на летние пляжи, и со временем их стали проделывать не только на суше, но и над водой (С.П. Павлов, 1980).

Первые современные соревнования по прыжкам в воду прошли приблизительно в 1880 году в Великобритании. В 1890 году дебютировал чемпионат Европы.

В современных условиях прыжки в воду это вид спорта, включающий выполнение прыжков с трамплина (высота 3 м) и вышки (5; 7,5 или 10 м – по выбору спортсменов) с разнообразными вращениями и входом в воду головой или ногами. Прыжки в воду различаются по исходному положению – из передней и задней стоек, со стойки на руках; по направлению вращений – вперед, назад и с винтами; по сложности выполнения – коэффициенту трудности (количеству и сложности вращений). Качество прыжков (высота вылета, вход в воду с наименьшим количеством брызг и др.) оценивается судьями по 10-бальной системе (Мазуров Г.Г., Гороховский Л.З., 2001).

Осваивать технику начинают с учебных прыжков с бортика бассейна, стартовой тумбочки или трамплина 80–100 см. Затем осваивают 3-метровый трамплин и постепенно доходят до 5- и 10-метровой вышки. Усложняется и сама техника прыжка: от элементарного соскока в воду ногами вниз («солдатик») до более сложной «ласточки» (полуоборот вперед прогнувшись из передней стойки) и прочих «фигур высшего пилотажа».

Прыжки в воду требуют отменной физической подготовки, координации движений и немалой смелости: скорость полета в момент прыжка может превышать 50 км/ч. Неверно выполненный вход в воду, особенно при прыжке с 10-метровой вышки, может повлечь за собой серьезные травмы, ушибы и даже переломы. Не меньше неприятностей сулят технические ошибки в момент отталкивания или непосредственно полета. От подобных промахов не застрахованы даже самые титулованные спортсмены. К примеру, Луганис на Олимпийских играх 1988 получил серьезную травму головы (что, впрочем, не помешало ему выиграть соревнования в обоих видах программы) (Булгакова Н.Ж. с соавт., 2003).

В современном спорте прыжки в воду занимают особое место как ярко зрелищный и динамичный вид, в котором наиболее полно проявляются достижения спортсменов в искусстве управлять своими сложнокоординационными действиями. На занятиях по прыжкам в воду решаются следующие задачи:

- Образовательно-развивающего воздействия с целью гармонического развития форм и функций организма (особенно растущего), совершенствования двигательных способностей, воспитания физических качеств.

- Оздоровительного воздействия с целью повышения жизнедеятельности организма, снятия утомления и восстановления работоспособности, укрепления здоровья, профилактики заболеваний.

- Приобретение жизненно важных двигательных умений и навыков прикладного характера, способствующих профессиональной подготовке.

- Воспитание нравственных, волевых и эстетических качеств личности.

- Освоение прыжков различной сложности выполнения (Буров Г.А., Яроцкий А.И., 1993).

Биологическая роль прыжков, и в частности их биомеханическая специфика, проявляется в двух основных направлениях влияния этих упражнений на человека. Первое из них характерно прикладным применением средств и методов акробатических прыжков в достижении людьми высокой степени общей и специальной ловкости в производственной, военной, бытовой их деятельности, в сфере массового спорта и спорта высших достижений. В таких профессиях как летчик, верхолаз, каскадер без хорошей вестибулярной устойчивости, которую дают специальные занятия нельзя обойтись. Отмеченные явления связаны с возможностью развития посредством прыжков в воду тонкой координации движений в условиях острого дефицита времени и пространства, с широким диапазоном средств и методов тренировки вестибулярной функции в опорном и безопорном состояниях тренирующихся (Гороховский Л.З., 1990).

Второе направление биологического влияния и роли прыжков в воду в развитии двигательной деятельности человека заключается в том, что этот вид представляет собой прекрасную и незаменимую возможность беспредельного прогресса в достижении рекордных двигательных результатов на самом высоком уровне сложнейшей координации движений. И в этом смысле прыгунам по праву отведена роль лоцманов, первопроходцев в покорении рекордов и влиянии на появление таковых в других сложнокоординационных видах спорта (Гороховский Л.З., 1990).

Социальное значение прыжков в воду определяется, прежде всего, их ярко зрелищной стороной, искрометной динамикой, проявляемой в условиях спортивных выступлений не только в этом виде спорта, но и в других, где прыжки в воду представлены как сложнокоординационная составляющая упражнений и комбинаций. Социальная функция содержания прыжков в воду опосредованно, но не менее ярко проявляется во множестве видов спорта, особенно игровых. Именно элементы акробатики, проявляемые в игровых ситуациях, придаю неповторимую зрелищную притягательность современным популярным видам спорта (Андреева Н.А. с соавт., 1985).

Безусловно, социальная и биологическая стороны прыжков в воду неразрывно связаны и взаимно обусловлены. Это подтверждается местом прыжков в воду как в современном спорте, так и в сфере искусства.

Прыжки в воду являются прекрасной моделью функционального познания человека, проявления его резервных и максимальных двигательных возможностей, научного предвидения неизведанного. Можно предположить, что дальнейший прогресс акробатических прыжков, эффективность их прикладного влияния на различные сферы деятельности человека во многом будет зависеть от уровня научного и, в частности, биомеханического обоснования теоретических и методических основ подготовки спортсменов в этом, несомненно, базовом сложнокоординационном виде спорта (Л.П. Матвеев, 1991).

Массовость спортивного долголетия в этом виде спорта видится в повышении эффективности научного обеспечения процесса подготовки прыгунов в воду. Основными направлениями научного обеспечения следует считать дальнейшее изучение вида как системы с установлением эффективных связей между ее элементами (технической, физической, теоретической, психологической, тактической подготовки, отбором, планированием, реабилитацией, подготовкой тренерских кадров, управлением процессом подготовки и др.). Первичные предпосылки системного представления о прыжках в воду имеются. Перспектива же развития научного обеспечения видится в рассмотрении каждого из основных элементов как отдельной системы, что является основой создания истинной технологии подготовки мастеров прыгунов в воду. К примеру, главными направлениями могут быть: моделирование и прогнозирование техники упражнений, методологически верное изучение и построение процесса физической подготовки, использование богатого опыта спортивной гимнастики, исследование тренажерной подготовки не только как средства технического совершенствования, но и психологической подготовки, понимания значения теоретической подготовки тренера и спортсмена как единственного пути интеллектуализации процесса подготовки прыгунов в воду.

Спортсмены должны знать, что рецепторы двигательного аппарата, мышц, суставов, сухожилий посылают импульсы через центральную нервную систему во все без исключения органы, определяя их развитие и состояние.

Физические упражнения, применяемые в прыжках в воду развивают все функции центральной нервной системы, силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов, а тем самым увеличивают потенциал умственной работоспособности. Под их влиянием возрастает устойчивость к холоду и простудным заболеваниям, в том числе ангине и гриппу. Научные данные свидетельствуют о том, что занимающиеся этим видом спорта легче переносят заболевания и гораздо быстрее выздоравливают. Кроме того, у них повышается также устойчивость к профессиональным вредностям (Булгакова Н.Ж., 2003).

Антропометрические показатели у спортсменов значительно выше, что сопровождается активным и равномерным развитием физиологических систем организма, в частности кровообращения и дыхания. Сердце спортсмена работает более экономно, а частота сердечных сокращений в покое реже. Так, в состоянии покоя тренированное сердце сокращается 30-60 раз в 1 минуту, а у нетренированных – 60-80 раз. Во время физических нагрузок пульс и объем выбрасываемой сердцем крови достигает больших величин, что обеспечивает лучшее кровоснабжение органов и тканей.

При регулярных занятиях увеличиваются подвижность грудной клетки и дыхательный объем легких. Важный показатель развития дыхательного аппарата – жизненная емкость легких – у спортсменов в 1,5 раза больше. Под влиянием тренировок повышается мышечная масса, количество гемоглобина, способного легко соединятся с кислородом и отдавать его тканям мышц во время работы, что улучшает снабжение питательными веществами и кислородом (Лаптев А.П., 2006).

Подобные факторы еще раз убедительно доказывают, что прыжки в воду как спорт является эффективным средством предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма, повышения работоспособности и выносливости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: