Методы исследования

В процессе работы над изучаемой проблемой в соответствии с задачами исследования использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы.

2. Тестирование общей и специальной физической подготовленности спортсменов.

3. Оценка технической подготовленности юных спортсменов.

4. Методы вариационно-статистической обработки результатов исследования.

2.2.1. Теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы

Ретроспективный анализ и обобщение литературы осуществлялся на протяжении всей работы и включал: теоретические методы – логико-исторический анализ становления прыжков в воду как вида спорта и роли в его формировании гимнастики; изучение методологических трудов по проблемам организации системы многолетней подготовки спортсменов высокого класса и особенностях ее влияния на организм ребенка; эмпирические – сравнительно-сопоставительный анализ и аналитико-синтетический подход в обобщении опыта работы детских юношеских спортивных школ и школ олимпийского резерва по прыжкам в воду.

С позиции современных подходов к организации многолетнего процесса спортивной подготовки в прыжках в воду изучался опыт работы ведущих тренеров России по использованию средств наземной подготовки юных спортсменов и роли гимнастических упражнений в ней. Анализировались различные варианты распределения средств наземной подготовки при организации и проведении тренировочного процесса в группах начальной спортивной специализации, последовательность прохождения ее разделов, направленных на формирования базовых двигательных навыков и физических качеств, необходимых для выполнения сложных прыжков. Данный метод способствовал методологической организации, определению целевой установки, построению гипотезы, разработки плана, программы и методики исследования. Всего было изучено и проанализировано 37 источников литературы.

В результате теоретического анализа и обобщения научно-литературных данных, документов, практического опыта были определена проблема исследования, установлены ее актуальность и уровень разработки. В итоге анализ полученных данных позволил определить: современные подходы к организации системы многолетней спортивной подготовки в большом спорте, влияние занятий спортом на организм человека, роль прыжков в воду в социальной и биологической сфере общества; роль гимнастических упражнений в учебно-тренировочном процессе прыгунов в воду. В результате был сформирован основной материал для аналитического обзора состояния исследуемой проблемы.

2.2.2. Тестирование общей и специальной физической подготовленности юных спортсменов

В связи с тем, что уровень спортивного мастерства зависит не только от спортивно-технической подготовленности человека, но и от его общей физической подготовки, то для изучения особенностей влияния гимнастических упражнений на уровень подготовленности юных спортсменов мы посчитали целесообразным проанализировать динамики их общей физической подготовленности.

Для ее оценки использовались тесты на различные виды двигательных возможностей, которые выполнялись юными спортсменами в следующей последовательности:

- на координацию движений;

- на скорость;

- скоростно-силовую подготовку;

- силовую выносливость;

- на гибкость.

Все необходимое для тестирования подготовили заранее. Перед проведением контрольного упражнения испытуемых знакомили с правилами выполнения заданий.

В беговых упражнениях время регистрировалось с помощью ручного секундомера с точностью до 0,01 с. Для определения двигательных возможностей юных спортсменов использовали следующие виды кон­трольных упражнений.

Бег на 20 м выполнялся с низкого старта по 2 человека в забеге по отдельным дорожкам. Время каждого испытуемого фиксировалось отдель­ным секундомером и заносилось в протокол тестирования. Разрешается только одна попытка.

Прыжок в длину с места выполнялся на гимнастический мат следующим образом: И.п.: стать носками к стартовой черте и приготовиться к прыжку; толчок двумя ногами с махом рук; приземление на две ноги. Из трех попыток фиксируется лучший результат. Измеряется в сантимет­рах от стартовой линии.

Подтягивание на перекладине выполняется из виса хватом сверху. В И.п. руки полностью выпрямлены в локтевых суставах. Подтягивание засчитывается, когда подбородок поднимается выше уровня перекладины. Каждое последующее подтягивание выполняется из И.п. Дополнительные движения туловищем, ногами и перехваты руками запрещены. Подсчитывается максимальное количество раз.

Поднимание прямых ног из виса на гимнастической стенке Упражнение выполняется из И.п. – вис хватом сверху, поднимать прямые ноги вверх до касания носками места хвата. Учитывается количество раз. Сгибать ноги в коленях запрещено.

Наклон вперед сидя, мост, шпагат. Данная группа упражнений направлена на оценку гибкости в различных суставах. Упражнения проводились стандартным способом, из стандартных И.п. Оценка осуществлялась по пяти бальной школе. Петь баллов за отлично выполненные задания в трех упражнениях, 0 баллов за невыполнение этих заданий.

2.2.3. Оценка специальной двигательной (технической) подготовленности

Уровень специальной технической подготовленности юных спортсменов оценивался в двух категориях: 1) в процессе реализации комбинаций в зале; 2) в результате выполнения соревновательных прыжков на воде.

В зале уровень технической подготовленности юных спортсменов оценивался по результатам выполнения акробатической комбинации и комбинации прыжков на батуте. Комбинации оценивались по 10-ти бальной системе с градацией в 0,5 балла.

Акробатическая комбинация включает следующие элементы: подъем разгибом с головы; переворот со стойки на руках в мост; стойка на голове (удержать 3 с); переворот боком (колесо); шпагат. Оценивается качество выполнения всей комбинации по 10-бальной системе.

Комбинация на батуте включает следующие элементы: ¼ оборота вперед на живот; ¼ оборота назад на спину; прыжок в сед; из седа ½ оборота вперед на живот; прыжок в сед; из седа встать на ноги с поворотом на 1800. Оценивается качество выполнения всей комбинации по 10-бальной системе.

Оценка технической подготовленности на воде проводилась во время соревнований. На воде спортсмены выполняли 5 прыжков с трамплина 3 м и должны были набрать не менее 98 баллов. Прыжки выполнялись по обязательной и произвольной программе. В обязательную входили два соскока их передней и задней стойки, в произвольную 3 полуоборота из разных классов (вперед, назад, вперед из задней стойки, назад из передней стойки).

Оценка прыжков в воду на соревнованиях осуществлялась пятью судьями на линии. Качество исполнения прыжков оценивалось судьями по 10-балльной системе, с градацией в 0,5 балла, по следующей схеме:

- полностью не удавшийся прыжок — 0 баллов;

- неудовлетворительно выполненный прыжок — от 0,5 до 2 баллов;

- прыжок с ошибками — от 2,5 до 4,5 балла;

- удовлетворительный прыжок — от 5 до 6 баллов;

- хороший прыжок — от 6,5 до 8 баллов;

- очень хороший прыжок — от 8,5 до 10 баллов.

Судьи на линии оценивали только технику исполнения прыжка, т.е. разбег, отталкивание, полет и вход в воду, не учитывая при этом подход к стартовому положению, сложность прыжка или какие-либо движения под поверхностью воды.

Оценки, выставляемые судьями на линии, записывались секретарем в специальные протоколы-записи.

Затем секретарь определял среднюю оценку, которую с помощью специальных таблиц умножали на коэффициент трудности прыжка. Полученный результат является оценкой за данный прыжок с учетом коэффициента трудности. Результат соревнований определялись путем суммирования оценок за все прыжки программы.

2.2.4. Методы математической статистики

Результаты подверглись вариационно-статистической обработке. Она заключалась в анализе и обработке с помощью общепринятых формул числовых значений, объединенных в группы. Группы числовых значений сравниваются и сопоставляются с целью выяснения черт различия между ними и выявления показателей, изменяющихся в одном направлении.

Для оценки статистически значимых различий полученных данных использовали метод Стьюдента. Метод Стьюдента (t-тест) – это параметрический метод, который используется для проверки гипотез о достоверности разниц средних величин при анализе количественных данных. Этот метод «непрямых разностей» считается одним из наиболее убедительных методов. Показатель определяется следующим образом:

,

где М1 – среднее арифметическое первой выборки, М2 – среднее арифметическое второй выборки, m1 и m2 – ошибка средней арифметической величины.

,

где Sа – сумма вариант, n- число измерений.

,

где s - среднее квадратическое отклонение, n – число измерений.

,

где Sa2 – сумма квадратов отклонений, n - число измерений.

a= М-а

Далее в таблице значений t находим величину соответствующую n – 2 степеням свободы, где n – общее число испытуемых, и сравниваем эту величину с результатом по формуле.

Уровень значимости различий в таблице t – распределения обозначен буквой Р. Найдя положение необходимой величины t, легко отыскать соответствующее значение Р. Если Р = 0,05, то говорят о 95 % уровне значимости, при Р = 0,02 – о 98 %, при Р = 0,01 – о 99 %, а при Р=0,001 – о 99 % уровне значимости. Для педагогических исследований существенны уровни значимости при Р £ 0,05.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: