Влияние занятий спортом на физическое развития и физическую подготовленность детей

В жизни ребенка физические упражнения являются фактором активной биологической стимуляции, фактором совершенствования механизмов адаптации, главным фактором физического развития. Растущий организм испытывает биологическую потребность в движениях. Удовлетворение такой потребности – важнейшее условие его жизнедеятельности. Роль движений особенно велика в периоды интенсивного роста и развития организма (С. Б. Тихвинский, И. М. Воронцов, 1991). Недостаток двигательной активности в этом возрасте способствует ограничению роста и развития ребенка, неполной реализации функциональных возможностей, тяжело восстанавливаемых даже путем систематической физической тренировки (С. В. Хрущев, М. М. Круглый, 1982).

Мышечная активность человека специализирована для осуществления самых различных по своему характеру двигательных актов. Богатство моторики, свойственное человеку, формируется в ходе индивидуальной эволюции, в которой двигательная деятельность играет роль основного средства общения организма с окружающей средой. Причем характерной чертой индивидуальной двигательной функции является неравномерность развития отдельных мышц и мышечных групп. Неравномерность определяет своеобразие изменений самых различных сторон двигательной функции с возрастом (И.В. Муравов, 1966).

Становление и совершенствование двигательных возможностей детей происходят под влиянием обучения и постоянных тренировок. С развитием и укреплением опорно-двигательного аппарата и различных нервных структур формируются потенциальные возможности для совершенствования разнообразных двигательных навыков (В.И. Покровский, 1992), которые способствуют в свою очередь становлению физического развития и физической подготовленности ребенка. Как было отмечено выше, в системе многолетней спортивной подготовки к юным спортсменам относят группы предварительной и начальной спортивной специализации, которые соответствуют старшему дошкольному и младшему школьному возрасту. В группу по прыжкам в воду дети приходят с 5-6 лет. Именно физическая нагрузка в нормативных для этого возраста пределах является фактором, обладающим защитными действиями против различного рода неблагоприятных влияний (М.В. Антропова, 1993).

Двигательная нагрузка благоприятно воздействует на рецептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Ритмические движения тренируют пирамидную и экстаполярную системы. Дети, особенно старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющие большой объем движений в течении дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния центральной нервной системы, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям (Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А., 1990, Солодков А.С., Симоненко Н.П., Чусляева Е.Е., 1997, Солодков А.С., Есина Е.М., 2002). Как указывает С.А. Дешле (1982) именно в этом возрасте у детей наблюдается бурный рост тела в длину. Ребенок теряет избыточную округлость, у него интенсивно растут скелет и мускулатура, усиливается процесс окостенения, начинается формирование и окостенение грудной клетки и позвоночника. Быстрый скачкообразный рост приводит к несоответствию структуры и функции органов и систем, что делает организм ребенка чрезвычайно податливым, в том числе и к воздействию спортивных нагрузок. Установлено, что в возрасте 6-7 лет значительно увеличиваются резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, позволяющие выполнять продолжительное время аэробную работу умеренной интенсивности. Многими авторами показана возможность развития выносливости у 6-7-летних детей с помощью циклических повторяющихся комплексов физических упражнений, равномерного бега, ходьбы на лыжах, езды на велосипеде и других упражнений циклического характера. Высокая эффективность педагогического воздействия объясняется тем, что в 6 - 7 лет наблюдается естественный бурный прирост выносливости и как следствие – повышенной чувствительности к воздействию физических нагрузок, направленных на ее развитие. Стимулировать развитие выносливости необходимо, так как она тесно связана с работоспособностью ребенка и определяет его готовность к обучению в школе, способствует успешному преодолению учебных нагрузок, лучшему усвоению знаний по общеобразовательным предметам, значительно повышает его физическую работоспособность и положительно сказывается на развитии скоростно-силовых качеств.

На современном этапе развития в связи с увеличение учебно-воспитательной работы в школе, у детей младшего школьного возраста наблюдается снижение двигательной активности. Появляется резкая диспропорция между умственной нагрузкой и потребностью в движении. Это приводит к нарушению гармонического развития ребенка, потерям его здоровья (Солодков А.С., Есина Е.М., 2002). По данным Мейбалиева М.Г. (1987), Суконюк Р.А. (1988), Сухарева А.Г. (1991), Беляева Н.Г. (1999) гиподинамия наблюдается у 50 % школьников 6 –8 лет, а по мере взросления наблюдается тенденция к увеличению дефицита движений.

Наряду с эти в современной литературе накоплен огромный материал о негативном воздействии интенсивных физических нагрузок на растущий организм. Исследования показывают, что интенсивные занятия спортом в раннем возрасте приводят к хроническим заболеваниям суставов, лордозам и кифозам, раннему закрытию зон роста (Сухарев А.Г. 1991, Никитюк Б.А. 1989).

С учетом вышесказанного, следует отметить, что двигательную нагрузку необходимо дозировать с учетом индивидуальной чувствительности организма к ней, суточной и сезонной ритмики, возрастных особенностей, а также климатогеографических и социальных факторов (С.Б. Тихвинский, И. М. Воронцова, 1991). Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы. Возникшие в них очаги возбуждения способствуют угасанию тех механизмов, которые являются причиной патологического процесса. Иначе говоря, болезненный очаг, как бы блокируется, и нарушенные функции в результате нормализуются. Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций (М.Ф. Гриненко, 1991). Но при этом положительное влияние физических упражнений на гармоничность физического развития и сохранение и укрепление здоровья будет лишь тогда, когда предъявляемые на тренировках физические нагрузки будут соответствовать физиологическим возможностям ребенка и учитывать сенситивные периоды в развитии физических качеств ребенка.

Для облегчения и сокращения сроков адаптации детей к спортивному режиму большое значение имеет ступенеобразный (тренирующий) режим, обеспечивающий организм биологической потребностью в движениях и не вызывающий перетренированности. При таком режиме наблюдается относительно устойчивое приспособление по показателям работоспособности, вегетативным сдвигам, которые наступают уже через неделю после начала занятий.

Как показывает исследования ряда авторов (Брейзер В. В. в соавт., 1988, В.П. Филип, В. С. Рубин, 1988, Н.П. Гусев, Ю.Н. Лысенко, 1989, А.С. Солодков, Е.В. Сологуб, 2003 и др.) такие нагрузки, как, например, бег умеренной интенсивности (40 – 60 % от максимальной скорости), способствует повышению функциональных возможностей организма, снижению заболеваемости. Объем равномерного бега для детей должен составлять 1000-1500 м, которые они успешно преодолевают за 8,5 – 9 мин. без особого напряжения.

В возрасте 5 – 8 лет можно развивать практически все качества и обучать всем движениям, чему способствует интенсивное развитие двигательной функции. Отставание прироста физических качеств от прироста антропометрических показателей свидетельствует о неправильной методике спортивной тренировки и отрицательно сказывается как на физическом развитии, так и на умственной работоспособности.

Комплексное развитие физических качеств создает базу для освоения более сложных по координации двигательных действий в связи с тем, что двигательная функция достигает достаточно высокой степени развития и способствуют в этом возрасте овладению технически сложными формами движения, требующими точности, высокой согласованности движений, быстроты, гибкости и ловкости (В.И. Никитин, 1982).

Дети этого возраста хорошо переносят кратковременные скоростно-силовые упражнения (прыжки, акробатические упражнения, упражнения на снарядах). С 9 до 11-12 лет у мальчиков прослеживается высокая чувствительность к динамическим силовым упражнениям. У девочек силовая выносливость с 9 до 11 лет достигает показателей 15-16-летних девушек (Н.Г. Беляев, 1999).

Статические усилия у детей 5-8 лет сопровождаются быстрым утомлением. Однако для поддержания правильной осанки и правильной позы во время выполнения физических упражнений необходимо применять статические усилия при обязательном контроле за дыханием. Для профилактики дефектов осанки больше внимания необходимо также уделять развитию мышц туловища. В связи с тем, что относительные величины силы мышц (на 1 кг массы тела) близки к показателям взрослых людей, в этом возрасте широко используются упражнения для воспитания силы, связанные с преодолением массы тела (типа лазанья в наклонном и вертикальном положениях). При этом необходимо помнить, что мышцы имеют тонкие волокна, бедны белком и жирами, содержат много воды, поэтому развивать их надо постепенно и разносторонне. Большие по объему и интенсивности нагрузки приводят к высоким энергозатратам, что может повлечь за собой общую задержку роста. Необходимо избегать асимметрических упражнений, чрезмерного развития гибкости, резких толчков во время приземлений при прыжках, неравномерной нагрузки на левую и правую ноги, больших нагрузок на нижние конечности. Эти упражнения могут вызвать смещение костей таза, неправильное их сращение, привести к плоскостопию, нарушениям осанки у детей.

Ограничена у детей и способность работать «в долг». Они прекращают интенсивную работу, когда кислородный долг составляет лишь 1 л. Выносливость к работе субмаксимальной интенсивности возрастает лишь к 12 годам. В состоянии покоя, и тем более при мышечных нагрузках, у детей наблюдается большая напряженность функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, как в состоянии покоя, так и особенно при мышечных нагрузках, что характеризуется высокой кислородной стоимостью работы.

При организации процесса спортивной тренировки в группах предварительной и начальной спортивной специализации необходимо учитывать, что у детей недостаточно развито мышления, оно в основном наглядно-образное, а полный переход к словесно-логическому, рассуждающему мышлению происходит только в подростковом возрасте. В этом возрасте так же слабо развита устойчивость внимания. Детям свойственна высокая эмоциональность, на фоне высокой потребности в разнообразных движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. Сопротивление утомлению осуществляется за счет движений, которые являются защитной физиологической реакцией на перенапряжение (А.С. Солодков, Е.М. Есина, 2002). При этом удерживать произвольное внимание в этом возрасте ребенок может лишь 15 минут.

Для нервной системы ребенка характерна высокая возбудимость и слабость нервных процессов, что приводит к широкой иррадиации возбуждения по коре и недостаточной координации движений. Однако длительное поддержание возбуждения еще невозможно. Поэтому очень важно при организации занятий избегать продолжительных и монотонных заданий (Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2001).

Так же необходимо учитывать при организации занятий спортом, что у детей 5-8 лет недостаточно развито ощущение усталости. Они плохо оценивают изменение внутренней среды организма при утомлении и не могут в полной мере отразить их словами даже при полном изнеможении (Советов С.Е. с соавт., 1987). Поэтому необходимо уделять особое внимание дозированию нагрузки на занятиях. Только оптимальные соответствующие возрасту физические нагрузки способны гармонически развивать физические способности и воспитывать физические качества детей таким образом, что бы заложить фундамент будущих высоких достижений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: