Проблема подготовки специалистов в области физической культуры и спорта, владеющих в полном объёме современными образовательными технологиями, есть и остается одной из актуальных проблем высшей школы. Курс гимнастики является одним из наиболее сложных и многогранных среди спортивно-педагогических дисциплин в специальных, физкультурных учебных заведениях. Ему уделяется одно из значительных мест. Основная задача его - обеспечение у студентов знаний и профессионально-педагогических умений и навыков. Было замечено, что студенты испытывают затруднения как при проведении уроков школьного типа по гимнастике, так и при составлении соединений и комбинаций на гимнастических снарядах, что снижает качество проведения учебного процесса. Трудности освоения курса гимнастики обусловлены отсутствием необходимого количества учебно-методической литературы, а также национального учебника по гимнастике. Частично восполнить этот пробел и призвано данное пособие, которое разработано в соответствии с требованиями программы по физической культуре для учащихся У -XI-x классов общеобразовательной школы, а также учебной программы по курсу «Гимнастика» для факультетов физической культуры высших учебных заведений. Пособие состоит из двух частей. В первой части раскрываются общетеоретические положения теории и методики гимнастики. Во второй предлагаются для разучивания комбинации на гимнастических снарядах, которые составлены в двух вариациях. Для мальчиков - это акробатика, упражнения на перекладине, брусьях и опорные прыжки. Для девочек - акробатика, опорные прыжки и упражнения на разновысоких брусьях и бревне. Для менее подготовленных учащихся - это комбинация №1, а для более подготовленных - комбинация №2. Кроме того, во второй части представлены сведения по программированному обучению отдельных элементов в видах мужского и женского многоборья. Все учебные комбинации составлены с учетом возраста и физической подготовленности учащихся, то есть, по степени возрастающей умеренной сложности от класса к классу, так как каждая более сложная форма движений формируется на основании предыдущих. На основании вышесказанного критерием допуска к выполнению и обучению более сложных движений является уровень освоения предыдущих, более простых. Учебное пособие призвано оказать методическую помощь студентам факультетов физической культуры высших учебных заведений при прохождении педагогической практики в школе по разделу «Гимнастика». |
1. Общие основы теории и методики гимнастики
Гимнастика является одним из действенных средств гармонического физического развития человека. Гимнастика как учебнопедагогическая и научная дисциплина имеет своё содержание, теорию и историю, методы преподавания и область научных исследований и как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогико-специфические требования. Он должен: хорошо знать её оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности; уметь пользоваться установленной терминологией; обеспечивать предупреждение возможных травм и психофизических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинам и др. Необходимо также изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном процессе.
Теория гимнастики рассматривает вопросы, связанные с содержанием гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, как предмета познания и: практической деятельности, с её задачами
местом и значением в системе физического и духовного воспитания людей. По всем изучаемым в курсе гимнастики темам про водится научная и научно-методическая работа. Изучаются потенциальные возможности гимнастики в подготовке человека к здоровому образу жизни, к учебной и трудовой деятельности..
История гимнастики рассказывает основные этапы ее развития на основе общих законов развития общества, культуры и физической культуры. В научной разработке теории иметодики гимнастики большое значение имеет изучение не только опыта прошлого, но и современной теории и практики, предвидение путей дальнейшего развития гимнастики и отдельных ее видов, их. оздорови тельных, прикладных, образовательных и воспитательных возможностей.
Методика преподавания гимнастики является частью методик физического воспитания, изучает общие основы обучения и воспитания. Частные разделы этой проблемы - это методика урока и других форм занятий гимнастикой, методический разбор отдельных групп упражнений, разрядных нормативов, методы и приемы обучения и спортивной тренировки, классификационные программы и другие вопросы.
Научно-исследовательская и научно-методическая работа по гимнастике может проводиться по всем изучаемым темам при этом
кроме педагогических методов исследования применяется ряд физиологических, психологических, биомеханических и математических методов.
Являясь дисциплиной спортивно-педагогической, гимнастика, а в частности ее «спортивная» разновидность, эффективно влияет на занимающихся. Они хорошо развивают мышечно-связочный аппарат рук, туловища, плечевого пояса, создают предпосылки для овладения новыми физическими упражнениями. Многие упражнения имеют непосредственно прикладное значение. Спортивная гимнастика способствует воспитанию смелости, решительности, умению ориентироваться в неожиданно складывающейся обстановке. Она содействует совершенствованию таких физических качеств, как ловкость, сила, гибкость и выносливость. Занятия спортивной гимнастикой также являются прекрасным средством борьбы со смещением внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократному повторению гимнастических упражнений органы человека все меньше и меньше реагируют на необычное положение тела. У занимающихся регулярно внутренние органы смещаются значительно меньше, чем у не занимающихся ею. Положительное влияние гимнастические упражнения оказывают и на вестибулярный аппарат: Эти упражнения являются и раздражителем, и тренирующим фактором для этого аппарата. Вследствие их выполнения у гимнастов развивается высокая устойчивость к действиям ускорения и изменениям положения тела. Модель специалиста в области массовых видов гимнастики предполагает, что в своей деятельности, исходя из конкретных условий, преподаватель должен уметь провести различными метода ми индивидуальные и групповые занятия, рекомендовать комплексы упражнений лицам разного пола и возраста, организовать соревнования, провести гимнастический праздник. Систематические знания в этой области студенты получают в теоретическом плане на лекционных, семинарских и практических занятиях. Осваивая теоретический и практический курс, студенты получают представления о больших возможностях гимнастики, о том, что владение гимнастической методикой является базой в системе их профессиональной подготовки.