Предложенная методика психолого-педагогического прогностического скрининга ни в коей мере не претендует на всеохватность и широту обобщений психологического теста. Автор рассматривает ее скорее как прикладное подспорье в работе специалиста, непосредственно контактирующего с детьми и заинтересованного в их судьбе, в их гармоничном обучении в общеобразовательной школе, а следовательно, и в интенсификации значимой для учащихся развивающей или коррекционной помощи. Поскольку обследование проводится в начале учебного года, то у педагога появляется возможность уже на начальном этапе обучения увидеть особенности каждого конкретного ребенка и в связи с выявленными проблемами слегка перестроить подходы к обучению и воспитанию этого ребенка. Именно поэтому нам представляется целесообразным проведение обследования самим педагогом или воспитателем, а не психологом школы или дошкольного учреждения. Педагогу важно "почувствовать" своих воспитанников в ситуации обследования и при этом создать у них мотив на совместную деятельность и совместное преодоление трудностей. Психологу лучше подключиться к работе с детьми на последующем этапе, когда у педагога уже возникнут конкретные вопросы по более углубленному изучению и самих детей, и имеющихся у них проблем.
|
|
В заключение хочется отметить, что проведение педагогом подобных исследований позволяет выйти ему на новый уровень личных обобщений и наблюдений, а это в свою очередь повышает его профессиональное мастерство и создает позитивную мотивацию в нелегком педагогическом труде.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Берншгейн НА. О построении движений. - М.:Медгиз, 1947.
2. Гильбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьника: Пер. с укр.- Киев: Ин-т Психол. АПН Украины, 1993.
5. Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М., 1974.
4. Готовность детей к школе.- М.:МО РФ. 1992.
5. Денисова З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации.- Л., 1974
6. Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости / Шванцара Й. и кол. Диагностика психического развития. - Прага:Авиценум, 1978.
7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. - М.:Педагогика, 1973.
8. Лурия А.Р. Высшие корковые функдии человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.,1962.
9. Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте.-Петрозаводск, 1992.
10. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой ручной моторики у детей с задержкой психического развития // Дефектология, 1984. N4, стр. 62-65.
11. Романова ЕС, Потемкина О.Ф. Графические методы в психоло-гической диагностике. - М.:Дидакт, 1992.
|
|
12. Степанов С.С. Диагностика интеллекта метолом рисуночного теста. - М.: NB Магистр, 1994.
13. Buck J. House-tree-person drawing technique // (Contribution toward Medical Psychology. - NY., 1953
Диагностико-прогностический скрининг в первых классах общеобразовательной школы: методические рекомендации по выявлению имеющихся проблем у детей седьмого-восьмого годов жизни с целью коррекции отклонений в развитии их психических процессов и познавательной деятельности.
Екжанова Е.А.
Компьютерная верстка М.В.Сергеенко.
Сдано в набор 25.10.97. Подписано к печати 11.12.97. Формат 60 * 841/16
Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Печать офсетная. Усл.печ.л.3,95
Тираж 1000. Заказ 5.
Отпечатано в ИПЦ "ДЕЙТОН"
103460, Москва, Зеленоград, корп. 100
Тел.: (095) 536-2202, 534-7700