Чтобы определить степень речевого нарушения у ребенка и наметить пути коррекционной работы с ним, логопед должен тщательно обследовать состояние его речи.
При обследовании речи детей I уровня речевого развития выявляется состояние импрессивной и экспрессивной речи (понимание и воспроизведение). При обследовании понимания речи необходимо выявить понимание значения слов и фраз, грамматических связей, контекстной речи. Работа проводится в виде занятий. Структура этих занятий тщательно продумывается, определяется их направленность и доступность. Важно, чтобы было определенное количество столов и стульев. Заранее готовится протокол обследования, который заполняется в процессе обследования.
Обследование экспрессивной речи детей можно проводить на том же материале. Вместо инструкции «покажи» предлагается инструкция «скажи».
После проведенного обследования делаются выводы о состоянии речи каждого ребенка. На основании выводов составляются планы индивидуальной работы на каждого ребенка и на подгруппу детей.