Занятия в группе составляют 80% времени ребёнка в первой фазе терапии. Во время этих занятий мы сосредотачиваемся на том, чтобы помочь ребёнку развить ритм и интонацию речи с нормальным качеством голоса. Дети постоянно ненавязчиво получают речевые стимуляции.
Дети усваивают коммуникативный аспект речи с помощью ситуативных игр, которые вызывают у них спонтанные физические и эмоциональные реакции. Дети учатся играть друг с другом и в группе. Они настолько заинтересовываются данными занятиями, что даже и трёхлетние «работают» и по 3 часа с перерывами. Итак, детям интересно учиться говорить, т.к. появляется нечто, что они хотят высказать. Они этому учатся в игре «фонетические ритмы», которая включает движение и ритмы считалок.
По мере развития естественной моторики ребёнок ощущает (СУВАГ вибар) и слышит (низкие частоты через СУВАГ II) связные речевые образцы. Чтобы облегчить ребёнку правильное восприятие, терапевт в начале использует звуки низкой и средней тональности в слогах.. Если в терапию слишком рано введём высокие звуки, ребёнок их будет неправильно воспринимать как звуки низких тональностей и получит неправильную информацию в двигательных активностях (ритмические стимуляции).
|
|
Двигательные активности (ритмические стимуляции) применяются не только в игре, но и в придуманных ситуациях. Эти ситуации создаются для того, чтобы вызвать эмоциональные реакции (радость, печаль, удивление и т.д.) и соотвествующие физические реакции детей и преподавателя. В начале преподаватель использует словесный ответ. Ребёнок при этом учится связывать воспризводимые им ритм и интонацию, он чувствует, слушает с пониманием. Дети узнают, что одно и то же выражение (напр. “ох”) может варировать и иметь различное значение. Они учат, что интонация не только интересна, но и несёт информацию.
Когда ребёнок может произнести некоторые простые повторяющиеся слоги с правильной интонацией, вводится ритм считалки. В начале дети учат простые ритмы с низкими звуками, как напр. “а, бу, ба, бу, бу, бу”, а по мере прогрессирования учат более сложные ритмы и высокие слова, такие как “и шумят, шумят листья”. Дети запонимают двигательные образцы и радуются, воспроизводя ритмы, самостоятельно или в группе. Короткий период в течении дня выделен для слушания без аппарата. Групповой преподователь отводит каждого ребёнка на несколько минут в сторону, чтобы проверить его способность имитировать основные ритмы, когда он слушает без аппарата, на “голое ухо”, т.е. без амплификации, вибраций или считывания. Преподаватель это проделывает, говоря совсем близко к уху ребёнка, постепенно увеличивая расстояние. Это упражнение подготавливает ребёнка к использованию ритма и интонации ко времени получения слухового аппарата.
|
|
Каждый ребёнок приходит на индивидуальные слухоречевые упражнения от 15 до 30 минут ежедневно. За это время преподавательреабилитатор уделяет ребёнку намногобольше внимания, чем это может преподаватель в группе. Когда ребёнок готов носить индивидуальный слуховой аппарат, терапевт вводит Мини СУВАГ, учит пользоваться им и наблюдает прогрессирование ребёнка. В начале ребёнок использует СУВАГ I аппарат и СУВАГ вибар вибратор в индивидуальной работе так же, как и в группе. Когда усвоены ритм и интонация, и развиты в определённой степени речь и слушание, реабилитатор пробует определить оптимальное слуховое поле на аппарате СУВАГ II. Ко времени использования реабилитатором аппарата СУВАГ II в индивидуальной работе полностью глухой ребёнок уже ведёт себя как ребёнок с нарушениями слуха, и в соответствии с этим проводится терапия.
Дети учатся читать и писать в последней фазе терапии, после того, как сформирована относительно хорошая и разборчивая речь. Всё это похоже на путь детей с нормальным слухом.
Результаты этих долгих тренингов показывают, что у большинства детей качество и просодия речи приближаются к нормальной. Их речевые и языковые способности хорошие, часто, одинаковы в среднем, с их сверстниками с нормальным слухом, т.к. дети воспринимали и обучались речи в осмысленных речевых ситуациях.