Преимущества

1. возможность изучения людей вне зависимости от их желания, умения давать инф

2. ПОЗВОЛЯЕТ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ЯЗЫКОВЫЕ БАРЬЕРЫ

3. можно наблюдать целостную эмоционал атмосферу

4. в естесств. событиях

5. индивидуальное поведение

Недостатки:

1. затратный метод

2. посредников должно быть минимал. кол-во

3. цена ошибки возрастает многократно, т.как мы наблюдаем уникальное событие, которое обладает определенной протяженностью во времени и повторить которое невозможно

4. наличие момента произвольно, субъективная интерпретация наблюдателя, множество смысловых интерпретаций искажает итоговые результаты.

Типы М.Н.: дополнительный, основной.

Виды техники исследования:

1. Степень стандартизации процедуры наблюдения:

1.1. неструктурированное в основном использ в качестве элемента комплексной методической стратегии, позволяющего уточнить исследовательские задачи, обозначить масштабы и структуру иссл, сформулировать гипотезы. Реализуется как качественная стратегия наблюдения в форме регистрации сведений в протоколе наблюдения по заранее разработанному плану. Особенность: заранее не оговариваются границы объекта, не перечисляются исследовательские задачи, не разрабатываются концептуальная модель и эмпирич показатели объекта, дается сценарий, план. Наблюдатель достаточно свободен. Техника использ когда необходимо подробное описание событий. Результат: субъетивное прочтение ситуации

1.2. структурированное наблюдение: сбор инф-ии проводиться на основе заранее разработанной формализованной картины наблюдаемой ситуации, колич стратегия. Ситуацию можно наблюдать фрагментарно, результат фиксируется в спец бланках, жестко формализованных.

Принципы:

1. наличие разработанной гипотетич модели наблюдаемой ситуации.

2. отсутствие целостного подхода к объекту наблюдения.

3. фиксация видимых поведенческих реакций участников событий.

4. неприемлемость внесения изменений в процедуру наблюдения со стороны наблюдателя.

2. Позиция наблюдателя

2.1. невключенное наблюдение. Техника построена на принципе невмешательства, иссл-ль является сторонним наблюдателем, ему доступно только визуальное наблюдение. Независимо от того, вкл/невкл в ситуацию наблюдатель. Он не вступает в контакт, основываясь на своих впечатлениях. Использ, когда поведение наблюдателя может привести к изменению хода событий.

2.2. техника включ наблюдения: предполагает возможность комплексного исследования поведения социал общности на протяжении длительного времени в естесств среде. Позволяет увидеть ситуацию изнутри с позиции той роли, которую принимает на себя исследователь. Наблюдатель погружается в мир наблюдаемых и становиться частью наблюдаемой ситуации, подвержен влиянию ситуации.

Типы поведения наблюдателя (Р. Голд):

1. полный участник, инкогнито, с легендой, активное участие в событиях, мах подвержен влиянию со стороны участников событий

2. участник как наблюдатель, не скрывает науч целей, активно участвует, подвержен нежелательной роли эксперта

3. наблюдатель как участник не скрывает целей дистанцированное наблюдение, роль арбитра. Искажение ситуации

4. полный наблюдатель, инкогнито, минимал искажение событий, не вмешивается, возможно незначительное искажение в результате субъективной интерпретации событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: