Практикум. —почему вопрос формирования и развития природоведческих понятий является стержневым в методике обучение естествознанию

Подумайте и ответьте.

—Почему вопрос формирования и развития природоведческих понятий является стержневым в методике обучение естествознанию?

—Какова взаимосвязь представлений и понятий?

—Чем различаются процессы формирования представлений и понятий?

Используйте содержание IV главы для выполнения следующих практических заданий.

1. Определите, какой уровень знаний (представления или понятия?) формируется у учащихся при выполнении таких заданий:

а) прочитайте слова, записанные на доске: заморозки, гроза, распускание листьев, таяние снега, метель, листопад, проталины; выберите те из них, которые обозначают признаки весны;

б) рассмотрите иллюстрации и назовите растения, которые зацветают до появления листьев. Предлагаются для иллюстраций: ландыш, верба, орешник, акация, мать-и-мачеха, медуница, тополь, колокольчик, ветреница дубравная, клен.

Аргументируйте свою точку зрения.

2. Выявите последовательность формирования ведущего понятия курса естествознания — «природа». Результаты запишите в таблицу.

Класс обучения Признаки понятия «природа»
I  
II  
III  
IV  

Докажите свою точку зрения.

Проведите аналогичную работу с понятием «окружающий мир».

3. Определите, какие понятия формируются у учащихся на уроке «Растения и животные болота». (Укажите, по какой программе проводится такой урок.) Достаточно ли для их формирования использования следующих пособий: слайды «Растения болот»; таблица, на которой изображены животные болот; школьный учебник.

Вывод обоснуйте.

4.Определите, на каком уровне должны быть сформированы знания младших школьников при изучении тем «Термометр», «Скелет». Какова роль учителя в формировании новых понятий?

5.Для формирования понятия «горизонт» учительница вывела детей на открытое место, показала горизонт и линию горизонта, а в классе была прочитана статья «Горизонт. Линия горизонта» (IV класс, программа З. А. Клепининой). Оцените действия учителя. Насколько правомерна использованная методика? Следовало бы применить иные методические приемы или нет? Аргументируйте свое мнение.

6.Определите, подходит ли данная методика для формирования понятия «горизонт» в программах А. А. Плешакова и А. В. Казакова (курс географии, система Л. В. Занкова). Если подходит, то почему; если нет, то какой должна она быть.

7.Какой путь формирования понятия «карта» вы считаете более эффективным: дедуктивный или индуктивный? Почему? Аргументируйте.

8.Проанализировав учебник З. А. Клепининой (II—III классы), дополните схему системы понятий:

10. В работе над усвоением первоначального понятия «тундра» выделяют (Л. И. Бурова)[184] следующие этапы:

—активизация имеющихся краеведческих представлений, относящихся к каждому существенному признаку понятия;

—работа с учебными наглядными пособиями с целью формирования представлений о реальных объектах и явлениях тундры;

—самостоятельное выделение существенных признаков понятия «тундра» с помощью схематических и знаковых пособий;

—выделение всех существенных признаков понятия и определение понятия на основе чувственных образов, сформированных с помощью пособий и краеведческих представлений;

— конкретизация понятия «тундра» в процессе использования полученных знаний в новой ситуации, например, при сравнении природы тундры и своего края...»

Какие методы и приемы следует использовать в работе над каждым этапом развития понятия?

Рассуждайте и доказывайте.

10. В курсах начального природоведения формируется понятие «погода». Какие существенные признаки характерны для этого понятия; какие методы и приемы целесообразно использовать для их формирования? Результаты размышлений запишите в таблицу.

Существенные признаки понятия Методы и приемы формирования понятий
   

11. Дополните схему «Почва», вписав недостающие понятия в этой системе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: