Практикум. —почему именно в конце XVIII века предмет «естественная история» был включен в учебные планы губернских училищ

Подумайте и ответьте.

—Почему именно в конце XVIII века предмет «естественная история» был включен в учебные планы губернских училищ?

—Каковы основные направления развития методики естествознания в XIX веке?

—Какие новые проблемы в области методики естествознания разрабатывались в XX столетии?

Рассуждайте и доказывайте. В случае затруднения обратитесь к материалам учебника.

Эта работа поможет вам в решении методических задач.

1.В программе по естественной истории академик В. Ф. Зуев выделил три направления и последовательность их изучения. Какие это направления? Какие научные и методические идеи заложены в программу? Какие из этих идей используются в действующих программах? Обоснуйте свою точку зрения.

2.В предисловии к учебнику по естественной истории В.Ф. Зуев писал о том, что при работе над текстом учебника учитель должен заставлять «...того либо другого ученика читать попараграфно; прочетши один параграф, толкует оный и, растолковав, спрашивает того либо другого ученика, как оне читанное и толкованное понимают».

Какие приемы работы с текстом предлагал использовать В. Ф. Зуев? Почему эта методика была более прогрессивной по сравнению с методикой, применяемой в школах Западной Европы?

3.В. Ф. Зуев считал, что при преподавании естественной истории необходимо использовать средства наглядности: предметы «в натуре» (по крайней мере — на картине), что каждая школа должна иметь «собрание натуральных вещей», то есть учебный кабинет, что необходимо изучать, в первую очередь — природу своего края, а «не редкости иноземных стран», определять на карте местонахождение объекта природы, и «...объявляя при том причины, для чего сия вещь в том, а не ином месте родится», то есть устанавливать связи между объектом природы и окружающей средой. Оцените взгляды В. Ф. Зуева с позиции современной методики естествознания.

4.В книге «Предметные уроки в начальной школе» А. Я. Герд писал: «отдельные естественные науки, зоология, ботаника, минералогия, физика не должны иметь место в народной школе; здесь место только для одной нераздельной науки об окружающем мире — органическом и неорганическом. Изучение неорганического мира должно предшествовать изучению мира органического»[136].

Определите, что общего во взглядах А. Я. Герда и В. Ф. Зуева на последовательность изучения природы. Каким образом позиция А. Я. Герда находит отражение в современных программах естествознания. Вывод аргументируйте.

5. А. Я. Герд считал необходимым осуществлять преподавание начального естествознания в «форме предметных уроков», на которых дети под руководством учителя изучают натуральные предметы природы. Учитель проводит «живую беседу с учениками», в ходе которой он короткими вопросами побуждает учащихся к познанию изучаемого».

Оцените взгляды А. Я. Герда с позиций современной методики естествознания. Ответ обоснуйте.

6.Выделите основные направления развития методики естествознания в XIX веке.

7.Последователь А. Я. Герда известный ученый-методист В. П. Вахтеров был горячим сторонником предметного обучения. В своей книге «Предметный метод обучения» он раскрыл свое отношение к предметному и словесному обучению, а именно:[137]

Исключительно словесное обучение Предметное обучение
Не отвечает природе ребенка Отвечает природе ребенка
Понижает успешность обучения в смысле усвоения и запоминания урока Значительно повышает успешность обучения
Требует большой затраты времени на объяснения Сокращает время на объяснения
Требует от учеников больших усилий, часто превышающих их силы Помогает воспринять новые сведения легко, свободно, без особых усилий
Дает сведения недостаточно определенные и точные Дает сведения определенные и точные
Дает только слова, а слова — только символы понятий Дает детям не только новые понятия, но и новые представления, впечатления и ощущения
Дает ребенку сведения бледные и неясные Дает образы ясные
Не позволяет ученику узнать о предмете больше того, что скажет учитель Дает возможность ученику самостоятельно найти в предмете признаки, о которых не говорит ни учитель, ни книга
Развивает способность жить в мечтах Развивает наблюдательность, которая играет крупную роль в жизни
Понижает в детях уверенность в своих знаниях Повышает уверенность в своих знаниях

Проанализируйте каждый пункт сопоставления словесного и предметного обучения и сделайте вывод о правомерности этого сопоставления.

Какие мысли В. П. Вахтерова, по вашему мнению, актуальны и в наше время? Рассуждайте и аргументировано доказывайте свою точку зрения.

8. В системе начального обучения В. П. Вахтеров отводил большое место объяснительному чтению, в том числе и при изучении природы.

Подумайте, нет ли противоречия между взглядами В. П. Вахтерова на предметное обучение и объяснительное чтение. Свой ответ обоснуйте.

9. Известный методист XX века Л. С. Севрук утверждал, что рассказ и беседа являются главными методами преподавания естествознания, но они должны сочетаться с наглядностью. При этом, по мнению Л. С. Севрука, наглядность не следует сводить только к демонстрации пособий, надо осуществлять ее в виде опытов и наблюдений, проводимых самими детьми для проверки образов, осознанных «по слову учителя». С позиций современной методики оцените взгляды Л. С. Севрука.

10. К началу XX века в методике начального естествознания сложились три точки зрения на учебный предмет «естествознание» и методику его преподавания.

Раскройте сущность каждой точки зрения, сравните их. Какой из них вы отдадите предпочтение и почему?

11. После Октябрьской революции 1917 г. школа стала единой трудовой. Изменилось содержание обучения в области естествознания. Учебный материал был представлен тремя разделами: природа, труд, общество. Природа изучалась в связи со всем остальным материалом, и никакого отдельного курса не было. Таким образом, в программах реализовывался «принцип комплексности».

Какие современные программы можно сопоставить с указанной? Почему? Обоснуйте.

12. К началу 30-х гг. от идеи комплексности отказались, в результате этого программа по естествознанию 1932 г. выглядела следующим образом:[138]

1-й год обучения — «Сезонные изменения в природе». Материал изучается на основе непосредственных наблюдений детей.

2-й год обучения — «Огород, сад (в городе — парк), пруд, река, лес, растения и животные в природе». Материал изучается по отдельным «природным группировкам».

3-й год обучения — «Почва и полезные ископаемые. Вода, воздух». В конце года начинается тема «Жизнь растений», переходящая в 4-й класс.

4-й год обучения — «Жизнь растений». «Жизнь животных». «Жизнь и строение человеческого тела».

Выясните, использовались ли идеи А. Я. Герда при разработке этой программы. Если использовались, то каким образом? Если нет, то почему? Обоснуйте свою точку зрения. Сравните содержание этой программы с действующими по природоведению: в чем их сходство и в чем различие?

13. С 1937/38 учебного года естествознание как отдельный учебный предмет было исключено из программ I и II классов. В объяснительной записке к программам того периода указывалось, что знания о природе ученики этих классов должны получать на уроках чтения и развития речи, а также на экскурсиях в природу и путем организации внеклассных наблюдений (в природе, живом уголке, на пришкольном участке)[139].

С 1948/49 учебного года естествознание как отдельный предмет дети стали изучать только в IV-м классе.

Задумайтесь о причинах таких изменений. В каком направления развивалась методика в те годы? Разработка каких методических проблем была актуальна для того периода? Рассуждайте и доказывайте.

14. С 1958/59 учебного года в IV классе начальной школы действует интегрированный предмет — природоведение. Объясните, почему этот предмет является интегрированным.

Появление нового предмета потребовало дальнейшего совершенствования методики, разработки новых подходов к обучению природоведению. Возглавил эту работу М. Н. Скаткин.

Определите, какие методические идеи (руководящие положения) были положены в основу разработки этого курса. Какие условия необходимы для реализации этих идей?

15. В 70-е гг. изменяется содержание начального природоведения, изменяются и методические подходы к его изучению.

В какой мере учитывался опыт предыдущих лет? Каковы принципиальные различия в методике 60-х и 80-х гг.? Рассуждайте и доказывайте.

16.Почему в современных документах образовательная область, изучающая природу в начальной школе, называется не природоведением, а «Окружающий мир»?

17.Определите, какие новые проблемы в области методики естествознания разрабатывались в XX столетии.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: