Итак, в первую очередь приведем ключевые понятия Стандартов ISO 9000.
«Менеджмент качества (quality management) – скоординированная деятельность по
руководству и управлению организацией применительно к качеству.
Система менеджмента качества (далее – СМК) – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству». [3]
ISO – международная организация по стандартизации, разделённая на множество комитетов, занимающихся различными объектами стандартизации.
Комплект стандартов серии ISO 9000 состоит из 5 базовых стандартов, среди которых 3 являются основополагающими для банков.
§ ISO 9000:2005 «Система менеджмента качества. Основные принципы и словарь»;
§ ISO 9001:2008 «Система менеджмента качества. Требования»;
§ ISO 9004:2000 «Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества».
В России ВНИИС разработал, Госстандарт утвердил и ввел в действие идентичные тексты данных стандартов, соответственно:
§ ГОСТ Р ИСО 9000-2001;
§ ГОСТ Р ИСО 9001-2001;
§ ГОСТ Р ИСО 9004-2001.
|
|
Стандарт ISO 9001 предназначен для целей сертификации и содержит набор требований для построения СМК.
Стандарт ISO 9004 предназначен для содействия предприятиям в непрерывном совершенствовании бизнес-процессов и повышении эффективности работы. Он носит рекомендательный характер и не предназначен для целей сертификации. Можно сказать, что его цель переход предприятия на более высокий уровень – концепцию всеобщего управления качеством (TQM, Total Quality Management).
Структура стандарта ISO 9001 состоит из 8 разделов, 5 из которых (4-8) описывают непосредственно требования к СМК.
1. Область применения
2. Нормативные ссылки
3. Определения
4. Система менеджмента качества
5. Ответственность руководства
6. Менеджмент ресурсов
7. Процессы жизненного цикла продукции
8. Измерение, анализ и улучшение
Взаимосвязь разделов 5-8 хорошо показана на модели системы менеджмента качества, которая основана на процессном подходе – см. Рис. 1.
Рис. 1. Модель СМК