Цель: познакомить с методом наблюдения, его видами, научить использовать его в ходе научного исследования.
План занятия:
1. Определение понятия "Метод наблюдения"
2. Объекты педагогического наблюдения
3. Классификация видов наблюдения
4. Использование метода наблюдения в научном поиске
решения проблем.
Основные понятия темы:
Объект, наблюдение, эксперимент, познание
Содержание занятия:
1. Суть понятия "Метод наблюдения".
Среди методов исследования во многих науках встречается наблюдение. Это один из древнейших методов познания действительности человеком. В педагогике до сих пор наблюдение является наиболее распространенным и часто употребляемым методом, особенно в сочетании с другими методами исследования: экспериментом, изучением детей, беседой.
Наблюдение - это целенаправленное и планомерное восприятие явление, процесса, объекта и др, результаты которого фиксируются наблюдателем - исследователем.
Сущность наблюдения - точная и полная фиксация фактов с помощью всех органов чувств и имеющегося жизненного опыта, знаний и умений.
|
|
"Наблюдение - это активная форма чувственного
познания, имеющая целью накопление фактов, образование
первоначальных представлений, образования
первоначальных представлений об объектах окружающего мира... Наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением.." (Педагогическая энциклопедия...)
Важная черта научного наблюдения- уметь видеть думая и
анализируя: вычленять существенные признаки из общей картины наблюдаемого процесса, группировать факты, свойства, явления по единому основанию (критериям, признакам), видеть сходство и различие в родственных или похожих явлениях, событиях, классифицировать и обобщать результаты первичных наблюдений.
Наблюдение неотделимо также и от речи, т е умения выражать виденное точно, полно, последовательно и объективно. Нельзя увидеть все, но надо увидеть главное, иначе ценность полученной информации будет низкой и малонаучной.
Следовательно, методом наблюдения может пользоваться учитель или исследователь, обладающий развитой наблюдательностью, умением мыслить и выражать точно и объективно ход процесса, явления, события, факта в письменной и устной речи. При кажущейся простоте метода требуется длительная и серьезная подготовка, чтобы правильно использовать наблюдение в качестве метода исследования.
Наблюдение - это эмпирический метод научного исследования, предполагающий целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
Наблюдение проводится с целью изучения специфических особенностей и изменений какого-либо явления, находящихся в определенных условиях. Результаты наблюдения зависят от уровня опыта и квалификации исследователя. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъективностью, поэтому интерпретация результатов может быть в духе ожиданий наблюдателя. Поэтому наблюдение должно сочетаться для большей объективности с другими методами исследования.
|
|
Функция наблюдения состоит в избирательном приеме сведений об изучаемом предмете, процессе, явлении в условиях обратной и прямой связи исследователя с предметом наблюдения.