Дополнительный материал

Применение метода наблюдения завершается анализом и ус­тановлением взаимосвязи между фактами наблюдения и выска­зыванием предположений или утверждений, приближающих исследователя к пониманию оснований возникновения и протека­ния исследуемого явления или особенностей поведения изучае­мого человека.

Наблюдение может проявляться и в косвенном восприятии явлений через их описание другими, непосредственно наблюдав­шими их лицами. Такое наблюдение можно интерпретировать и как предварительное изучение исследователем имеющихся мате­риалов.

Наблюдение может быть направлено на изучение динамики процесса, отсроченных результатов нововведений, изменений объекта в течение определенного времени. В таком случае резуль­таты наблюдений, проведенных в разное время, сопоставляются и анализируются.

При организации наблюдений должны быть за­ранее намечены их объекты, поставлены цели, составлен план наблюдений. Объектом наблюдения служит чаще всего сам про­цесс деятельности педагогов, учащихся и воспитанников, о ходе и результате которого судят не только по действиям, поступкам, результатам выполнения заданий, но и по отношению, эмоцио­нальным реакциям, волевым усилиям участников.

Цель наблюде­ния определяет преимущественное сосредоточение на той или иной стороне деятельности, на тех или иных связях и отношениях (уро­вень и динамика интереса к предмету, способы взаимопомощи в коллективной работе, соотношение информационной и развива­ющей функций преподавания и т.д.).

Заранее планируется после­довательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Как правило, они фиксируются в виде текстовых за­писей, заполнения разработанных форм, записей на магнитную ленту хода наблюдаемого процесса за определенное время, но несколько подробнее выделяются интересующие наблюдателя сто­роны.

Использование хронометража, магнитофонных записей, фото-, кино- и видеосъемок повышает достоверность данных и результатов наблюдения. Каждый исследователь по мере накопле­ния опыта вырабатывает для себя наиболее приемлемую форму записей данных наблюдения, фиксирования процесса и выводов.

Видов наблюдений существует много. Их выделяют по различ­ным признакам.

По признаку «временной» организации различа­ют наблюдение непрерывное и дискретное.

По объему — широкое (например, ведутся наблюдения за группой в целом или за про­цессом развития личности как таковым) и узкоспециальное, на­правленное на выявление отдельных сторон явления или отдель­ных объектов (монографическое наблюдение за детьми в группе, за интересом к деятельности и др.).

По типу связи наблюдателя и наблюдаемого различают наблюдения невключенные и включенные. В невключенном наблюдении позиция исследователя открыта, и участники, особенно на первых порах, ощущают неудобство, по­нимая, что за ними наблюдают. Это в определенной степени мо сковывать и искажать естественный ход процесса. Наблюдать все исподтишка, «в замочную скважину», и неэтично, и неудобно. Выгоднее всего позиция так называемого включенного наблюде­ния — когда исследователь выступает участником деятельности коллектива, например, ведет экскурсию, творческую студию, проводит консультации, что делает его исследовательскую позицию скрытой. Такая же естественная ситуация легко создается и при проведении наблюдения во время уроков, сборов, походов, дискуссий и др.

Наблюдение как исследовательский метод имеет ряд существен­ных черт, которые отличают его от обыденного восприятия чело­веком происходящих событий. Назовем некоторые из них.

1. Целенаправленность наблюдения. Она заключается не только в преимущественной направленности наблюдений на выбранные объекты, но и в том, что их описание проводится в свете определенной педагогической или психологической концепции, в ее понятийно-терминологической системе. Наблюдатель уже имеет определенные представления об истории предмета, его развитии и структуре. Это позволяет сделать наблюдение не просто фиксированием воспринимаемого, а средством отбора необходимого, способом его первоначальной интерпретации.

2. Аналитический характер наблюдения. Из общей картины на­блюдатель выделяет отдельные стороны, элементы, связи, которые анализируются, оцениваются и объясняются уже в ходе на­блюдения.

3. Комплексность наблюдения. Эта черта вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса и требует не выпускать из поля зрения ни одной его существенной стороны или связи.

4. Систематичность наблюдения. Необходимо не ограничивать­ся разовым «снимком» наблюдаемого, а на основе более или менее продолжительных (пролонгированных) наблюдений выявлять статистически устойчивые связи и отношения, обнаруживать изменение и развитие наблюдаемого за определенный период.

Эти и другие черты одновременно являются требованиями, которым надо следовать при организации наблюдения. Стремле­ние исследователя к соблюдению требований и обеспечению ус­ловий для проведения полноценного наблюдения, освоению спо­собов и приемов его осуществления приводит к формированию важной особенности личности и профессионального качества, называемого наблюдательностью. Наблюдательность проявляется в умении человека замечать в воспринимаемом объекте малоза­метные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предметов и явлений.

Таким образом, мы видим, что любой метод исследования, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. Наблюдение позволяет изучить предмет в его целостно­сти, в его естественном функционировании, в его живых много­гранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволя­ет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные заме­ры.

Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставлять с данны­ми, полученными другими методами, дополнять и углублять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow