Общие требования к наблюдению

1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (плана). План-схема составляется после предварительного изучения.

2. Наличие среды, наиболее характерной для изучаемого явления.

3. «Законсервированность» наблюдателя и его цели. Деловые взаимоотношения.

4. Немедленная, систематическая и возможно полнаяфиксация результа­тов (факты, а не их объяснения). Протоколирование (определенные значки, символы), видео-, аудиозаписи.

5. Возможность работы нескольких наблюдателей.

6. Систематичность.

Достоинства

  • Доступность.
  • Дешевизна средств.
  • Не искажает естественного протекания процессов.

Недостатки

  • Большие затраты времени (позиция выжидания).
  • Невозможность повторного наблюде­ния тождественных фактов.
  • Трудность чистоты установления при­чин явления (см. книгу).
  • Трудность обработки.

Наблюдение - сложный процесс, требующий особой подготовки иссле­дователя, который должен хорошо знать теорию вопроса. Перед проведением наблюдения хорошо провести тренировочное наблюдение. Например, взять из­вестный фильм и отсмотреть одну из сцен.

Общая процедура (технология) наблюдения

1. Определить цель и задачи наблюдения. Для чего? С какой целью? Зачем?
2. Выбор предмета наблюдения. Что буду наблю­дать?
3. Выбор способов (видов) наблюдения. Как наблюдать?
4. Выбор способа регистрации результатов наблюдения. Как вести запись?
5. Полученную информацию обработать и объяснить. Каков результат?

Практические задания

Провести наблюдение во время посещения практики начало занятий (оргмомент).

Цель: Определить длительность интервала от звонка до начала учебного процесса. Зафиксировать, чем он заполнен.

Вывод; Оценить рациональность содержания деятельности учащихся и учителя в этот период. Написать рекомендации. Оформить по типу планового конспекта.

2. Провести наблюдение и зафиксировать результаты по теме: «Осущест­вление контроля за знаниями учащихся».

Цель: Определить, насколько эффективны формы и методы контроля за знаниями учащихся.

Вывод: Оценить рациональность использованных форм.

Провести наблюдения проверки домашнего задания учащихся

Цель: Определить, насколько эффективна форма и методы проверки домашнего задания в данном классе.

Вывод: Оценить рациональность и эффективность использованной формы проверки выполнения домашнего задания учащимися начальной школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: