1. Наличие цели и разработанной схемы наблюдения (плана). План-схема составляется после предварительного изучения.
2. Наличие среды, наиболее характерной для изучаемого явления.
3. «Законсервированность» наблюдателя и его цели. Деловые взаимоотношения.
4. Немедленная, систематическая и возможно полнаяфиксация результатов (факты, а не их объяснения). Протоколирование (определенные значки, символы), видео-, аудиозаписи.
5. Возможность работы нескольких наблюдателей.
6. Систематичность.
Достоинства
- Доступность.
- Дешевизна средств.
- Не искажает естественного протекания процессов.
Недостатки
- Большие затраты времени (позиция выжидания).
- Невозможность повторного наблюдения тождественных фактов.
- Трудность чистоты установления причин явления (см. книгу).
- Трудность обработки.
Наблюдение - сложный процесс, требующий особой подготовки исследователя, который должен хорошо знать теорию вопроса. Перед проведением наблюдения хорошо провести тренировочное наблюдение. Например, взять известный фильм и отсмотреть одну из сцен.
|
|
Общая процедура (технология) наблюдения
1. Определить цель и задачи наблюдения. | Для чего? С какой целью? Зачем? |
2. Выбор предмета наблюдения. | Что буду наблюдать? |
3. Выбор способов (видов) наблюдения. | Как наблюдать? |
4. Выбор способа регистрации результатов наблюдения. | Как вести запись? |
5. Полученную информацию обработать и объяснить. | Каков результат? |
Практические задания
Провести наблюдение во время посещения практики начало занятий (оргмомент).
Цель: Определить длительность интервала от звонка до начала учебного процесса. Зафиксировать, чем он заполнен.
Вывод; Оценить рациональность содержания деятельности учащихся и учителя в этот период. Написать рекомендации. Оформить по типу планового конспекта.
2. Провести наблюдение и зафиксировать результаты по теме: «Осуществление контроля за знаниями учащихся».
Цель: Определить, насколько эффективны формы и методы контроля за знаниями учащихся.
Вывод: Оценить рациональность использованных форм.
Провести наблюдения проверки домашнего задания учащихся
Цель: Определить, насколько эффективна форма и методы проверки домашнего задания в данном классе.
Вывод: Оценить рациональность и эффективность использованной формы проверки выполнения домашнего задания учащимися начальной школы.