Непосредственное - проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением или процессом | Опосредованное - используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми:
| |
Открытое (явное) Наблюдение протекает в условиях осознанного учителем и учащимися факта присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения не сообщалась прямо | Скрытое Наблюдение протекает за стеклянной дверью, стеной, которая пропускает свет в одном направлении. Используется скрытая камера, видеослежение. | |
Включенное (причастное) Наблюдатель включается в определенную социальную среду и анализирует все изнутри. Он - член наблюдаемой группы. | Невключенное (непричастное) Наблюдение извне. | |
Несистематическое (выборочное) Наблюдается один какой-либо процесс, явление: речь ребенка, навыки общения и др | Систематическое (сплошное) Регулярное наблюдение в течение определенного периода фиксируются все проявления любой деятельности субъекта. дневники родителей, дневники учителей. | |
Долговременное Долгий период времени: в течение нескольких лет обучения. | Кратковременное Короткий временной период: в течение дня, часа, недели. | |
Казуальное (причинное) Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес или наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем. Напр: наблюдение за поведением учащегося. | Эпизодическое Фиксируются отдельные факты поведения, напр, типичные для конкретного ребенка | |
Внешнее (наблюдение со стороны) Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения | Внутреннее (самонаблюдение). Переживая соответствующее явление или процесс, исследователь или исследуемый наблюдает за собой, за своими ощущениями |
Данная классификация весьма условна и отражает лишь наиболее значимые особенности видов наблюдения.
Общая характеристика наблюдения
Что является объектом наблюдения или может им быть? Это зависит от цели исследования. В частности:
1) поведение, поступки, деятельность, взаимодеятельность.
2) речь, словесные высказывания, словесные реакции.
3) мимика, жесты, невербальные средства.
4) девиантные случаи (отклоняющиеся от нормы, поведение).
5) различные реакции (ответ организма на изменение во внешней или
внутренней среде) и т.д.
6) процессы, факты, явления и многое другое