Виды наблюдений

  Непосредственное - проводит сам исследователь, непосредственно на­блюдая за изучаемым явлением или процессом Опосредованное - используются готовые результаты наблюдений, под­готовленные другими людьми:
  • сообщение учителей,
  • кино-, видеозаписи и др
  Открытое (явное) Наблюдение протекает в условиях осознанного учителем и учащимися факта присутствия посторонних лиц. Поведение ученика, знающего, что за ним наблюдают, меняется. Важно, чтобы цель наблюдения не со­общалась прямо Скрытое Наблюдение протекает за стеклянной дверью, стеной, которая пропускает свет в одном направлении. Использу­ется скрытая камера, видеослежение.
  Включенное (причастное) Наблюдатель включается в определен­ную социальную среду и анализирует все изнутри. Он - член наблюдаемой группы. Невключенное (непричастное) Наблюдение извне.
    Несистематическое (выборочное) Наблюдается один какой-либо про­цесс, явление: речь ребенка, навыки общения и др Систематическое (сплошное) Регулярное наблюдение в течение оп­ределенного периода фиксируются все проявления любой деятельности субъ­екта. дневники родителей, дневники учителей.
  Долговременное Долгий период времени: в течение не­скольких лет обучения. Кратковременное Короткий временной период: в тече­ние дня, часа, недели.
  Казуальное (причинное) Наблюдение отдельных случаев, которые имеют какой-либо интерес или наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем. Напр: наблюдение за поведением учащегося. Эпизодическое Фиксируются отдельные факты поведения, напр, типичные для конкретного ребенка
  Внешнее (наблюдение со стороны) Способ сбора данных о другом человеке, его психологии и поведении путем наблюдения Внутреннее (самонаблюдение). Переживая соответствующее явление или процесс, исследователь или исследуемый наблюдает за собой, за своими ощущениями

Данная классификация весьма условна и отражает лишь наиболее значи­мые особенности видов наблюдения.

Общая характеристика наблюдения

Что является объектом наблюдения или может им быть? Это зависит от цели исследования. В частности:

1) поведение, поступки, деятельность, взаимодеятельность.

2) речь, словесные высказывания, словесные реакции.

3) мимика, жесты, невербальные средства.

4) девиантные случаи (отклоняющиеся от нормы, поведение).

5) различные реакции (ответ организма на изменение во внешней или
внутренней среде) и т.д.

6) процессы, факты, явления и многое другое


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: