O Предисловие

Варианты фиксации наблюдений

Как правило, в каждом ДОУ вырабатывается свой стиль ведения документации – цели, формы, уровень открытости, требования к оформлению.

Так как записи наблюдений важны как для педагогов, так и для родителей, то целесообразно рассматривать такие варианты, которые бы были наглядны, информативны и удобны для всех.

Например:

Журнал «Динамики достижений детей группы»

Экран достижений детей «Ура, у меня получилось!»

Стенд «Звезда недели»

Стенд «Мы можем, мы умеем, мы хотим научиться»

Портфолио ребенка

Дима, 2 года 10 мес.

Группу посещает с 1 г.6 мес. Утром с удовольствием общается с детьми и воспитателями, не выделяя и не обделяя вниманием никого. Вместе с тем, последние три недели, вечерами, когда приходит мама, отмечаются резкие вспышки негативных эмоций: кричит, бросает игрушки, вырывает из рук мамы одежду. Один раз упал на пол, долго нудно плакал, не соглашаясь идти домой. По словам мамы ребенка «словно подменили» – капризничает, вредничает. Мама считает, что причина такого поведения в либеральности воспитателей.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Алена, 3 года

Подвижная, эмоциональная, легко идет на контакт со взрослыми, старается «приладиться», прижаться, приласкаться. Когда воспитатель говорит ласковые слова, буквально заглядывает ему в рот. Когда взрослые что-либо делают в стороне от детей, старается оказаться поближе, задает много вопросов: «А что ты делаешь?» «А зачем?»

Со слов мамы, дома часто врет: «Ванька меня стукнул» (братик, которому всего 6 месяцев, и которого, по наблюдению мамы, она сама же и шлепнула), упрямится: «Не буду есть кашу» «Не хочу спать в той комнате».

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Евдокия, 3 года

Многое умеет делать сама: застегивать, завязывать, складывать, но одевание затягивается, как ни подгоняй, сидит «сама в себе». Во время одевания/игры/рисования чаще всего разговаривает сама с собой. Не может назвать цвет (кроме красного, синего), форму, величину – смотрит на воспитателя непонимающими глазами и молчит.

Вечером уходит сразу и не оглядываясь, стоит матери показаться на пороге.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Рита, 2,5 года

Ходит по просьбе родителей в группу не по возрасту – во 2-ю младшую.

Диагностические данные – отставание активной речи. В отношениях с детьми много конфликтов, слез – драчлива.

Очень активна, подвижна, непоседлива, часто меняет деятельность, раскидывает игрушки. Часто внимательно наблюдает за реакцией взрослых на ее действия, но все равно делает то, что начала.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Наташа, 1 год 6 мес.

С удовольствием идет на руки к разным людям – близким и не очень близким родственникам, посещающим семью дома, играет, показывает игрушки.

В группе детского сада отказывается остаться без мамы, плачет, кричит, замахивается рукой на воспитателей. Если все же остается в группе, капризничает, дерется. Старается остаться в стороне от других детей, играет одна.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Андрюш а, 2,5 года

Умеет раскачивать качели. Зовет других детей качаться, помогает сесть, качает долго и сильно, не обращая внимание на слезы и попытки слезть, пока в ситуацию не вмешается воспитатель.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Дима, 1 год 8 месяцев

За столом долго сидит, не начиная есть. Посматривает по сторонам, постукивает ложкой по рукам, тарелкам других детей. После многократных напоминаний начинает есть, но постоянно отвлекается, что-то говорит, заглядывает детям в глаза.

Если воспитатель не выдерживает и начинает кормить с ложки, отворачивается, выплевывает пищу.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Артем, 1 год 5 месяцев

Когда дети постарше забираются на горку и скатываются с нее лежа на животе, Артем подходит к горке, похлопывает себя по животику, говорит «Тема», «Тема», забирается на горку и… спускается на попе. Второй, третий, четвертый раз…

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Кирилл, 2 года

Стоит рядом с Женей у высокой полки, на которой стоит машинка. Оба мальчика почти не говорят. Смотрят на машинку и друг на друга. Кирилл идет через всю группу, берет большой стульчик (побольше, чем все остальные), кряхтя тащит его.

Воспитатель видит Кирилла, отбирает стульчик, ставит его к столу. Женя продолжает стоять под полкой.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Оля, 4 года

Любит пошуметь. Двигается по группе быстро, часто задевает и роняет предметы. Предпочитает играть с мальчиками в машины, подвижные игры. Девочек словно не замечает, может обидеть. На замечания воспитателя –молчит, отводит глаза, старается поскорее отойти. Из занятий предпочитает физкультуру.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Денис, 4 года

Со слов мамы стал невыносимо капризен: каждый вечер требует новых покупок (машинка, наклейки и т. д.), стремится обязательно унести новую игрушку, книжку в детский сад, а возвращает их домой в «ужасном состоянии». Постоянно переключается с одной деятельности на другую: начал рисовать – услышал шум в уголке строительства – пока шел до уголка строительства – встретился с Мишей, пошел с ним смотреть машинку в шкафчике.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Глафира, 5 лет

Предпочитает рисование, рисует чаще всего цветы, принцесс. Проявляет интерес к буквам, но учиться читать отказывается. Не любит делать усилия – не понимает задания, не знает знакомого способа выполнения – оставляет работу и тихонько уходит. Дружит с двумя девочками со сходными интересами. Очень сердится, когда одна из подруг «перебегает» в другую кампанию.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Женя, 4 года

Спокойный «незаметный» мальчик. Чаще всего занят сам с собой – что-нибудь рассматривает, что-то перебирает, перекладывает в шкафчике, в карманах, в коробочке. На прогулке предпочитает уходить за веранду, за деревья.

Может «огорошить» неожиданным высказыванием, но не тогда, когда надо.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Леня, 5 лет

Очень любит игры с правилами. Если видит, что кто-то их не понимает или нарушает, бросается объяснять или выталкивает из игры. Сам выбирает с кем ему играть в игру, если не по нраву – «выключает».

Не стремится заниматься с книгами, заданиями по грамоте, речи, рисовать. Многие дети начинают читать и их работы, рисунки попадают на выставку, а у Лени – нет.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Кирилл, 3 года 5 мес.

В семье – средний (старшему 8 лет, младшей 1 год). Очень самостоятелен, со слов мамы дома сам режет хлеб, делает себе бутерброды, моет посуду.

Знает буквы, цифры – часто, иногда невпопад, называет их, показывает везде, где увидит. В группе предпочитает играть в тихом месте, один или с Машей.

Определите сильные и слабые стороны развития ребенка, причины и следствия описываемых событий, возможные действия со стороны взрослых.

Людмила Александровна Регуш
Практикум по наблюдению и наблюдательности

o Предисловие

Книга автора «Наблюдение в практической психологии» была опубликована в 1996 г. Развитие психологической практики в различных областях жизни показало, что книга востребована, получила положительные отклики.

За прошедший период апробированы многие из предложенных в книге методик наблюдения, в соответствии с полученными рекомендациями в них внесены уточнения. Появились новые методики наблюдения, которые разработаны практикующими психологами и психологами-исследователями. Ими дополнено предлагаемое читателю второе издание практикума (первое вышло в 2001 г.).

При подготовке психологов, учителей широкое распространение получил тренинг профессиональной наблюдательности. В практике его использования разработаны новые упражнения и новый иллюстративный материал. Появились технические возможности не только для описания тренинга наблюдательности, но и для публикации его в полном объеме, включая иллюстративный материал.

Практикум по наблюдению и наблюдательности отражает развитие этого метода, обогащен новыми методиками и приемами развития наблюдательности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: