Формирование и развитие систем расселения

Естественные процессы. В условиях Беларуси первичными центрами тяготения сельского населения преимущественно являются крупные села, поселки городского типа и малые города. Каждое поселение-центр формирует свою зону влияния в зависимости от наличия социально-экономического потенциала, объектов общественного обслуживания и мест приложения труда. Наиболее полный состав услуг предоставляют центры административных районов. Следующий уровень - это областные центры.

Центры районов и областей зачастую лежат на окраинах по отношению к подведомственной территории, что затрудняет их доступность для жителей зоны влияния. Особенно неудобно окраинное положение по отношению к территории страны и к административно подчиненной территории четырех из шести центров областей – Бреста, Гродно, Гомеля и Витебска. Максимальное удаление этих центров от дальних поселений составляет зачастую до 8 часов езды на местком общественном транспорте. Поэтому функции центров межрайонного обслуживания берут на себя города, географически расположенные в центрах областей, такие как Барановичи, Бобруйск, Полоцк, Пинск, Орша и Лида. Разделение зон влияния поселений-центров различных уровней складывается стихийно – на основе реального удобства связей (на рис. 3).

Исторически сложившаяся сеть поселений на территории Беларуси инертна и также как административно-территориальное деление страны несовершенна. Существующее положение, как следствие естественных процессов, изменить практически невозможно. Поэтому дальнейший поиск путей ведется на основе сложившейся сети центров расселения, надеясь на то, что процессы перераспределения населения будут изменяться под воздействием объективного хода урбанизации.

При этом особое внимание уделяется городам-центрам систем расселения разного иерархического ранга. Взаимно дополняя друг друга, эти города-центры последовательно обеспечивают предоставление населению повседневных, периодических и эпизодических видов услуг. Их совершенствование связано с улучшением состава, увеличением количества и качества объектов общественного обслуживания, а также повышением связанности поселений, то есть сокращением затрат времени на доступность городов-центров.

Управляемые процессы. Проектно-научные разработки в области расселения и территориальной организации ведутся в Беларуси с конца шестидесятых годов. В последней редакции «Государственной схемы комплексной территориальной организации Республики Беларусь» 2000 года (ГСКТО-2000) предусмотрены различные стратегические направления развития. Для разных групп поселений запланировано различные направления самых необходимых мероприятий.

Стратегия «стимулирования развития» (с охватом городов Брест, Витебск, Барановичи, Орша, Кобрин) предусматривает разработку мероприятий по реализации масштабных государственных инвестиционных проектов, структурное преобразование производственно-хозяйственного комплекса, ориентацию на внешний рынок, развитие сферы услуг международного класса.

Стратегия «регулирования развития -1» (Минск, Молодечно, Борисов, Жодино) предусматривает разработку мероприятий по регулированию развития города Минска, в том числе за счет включения городов Молодечно, Борисов и Жодино в процесс модернизации промышленного производства и совершенствования систем общественного обслуживания.

Стратегия «регулирования развития -2» (Гомель, Речица, Жлобин, Светлогорск) предусматривает разработку мероприятий по регулированию развития городов, находящихся на территориях радиоактивного загрязнения или прилегающих к ним. Предусматривается ограничение или трансформация производств работающих в основном на местном сырье, замещение их более эффективными экологически чистыми предприятиями, компактное территориальное развитие на экологически чистых, неэффективно используемых землях.

Стратегия «совершенствования городской среды» (Гродно, Могилев, Лида, Пинск, Полоцк, Новополоцк, Солигорск, Бобруйск, Мозырь, Слуцк, Калинковичи) предусматривает:

· разработку мероприятий по совершенствованию имеющегося производственного комплекса, его техническому перевооружению без структурных изменений;

· улучшению городской среды, развитию социальной и инженерно- технической инфраструктуры;

· формированию городов как обслуживающих центров окружающих территории и поселений.

Поиск оптимальных форм расселения ведется постоянно и своей целью ставит обеспечение устойчивого развития поселений и территорий.

4. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КРУПНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Крупными территориальными образованиями являютсяобъекты территориальной (региональной, районной) планировки, границы которых распространяются за пределы отдельных поселений и внеселитебных производственных и рекреационных градостроительных комплексов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: