Ресурсный потенциал территории

Территория Беларуси и ее ресурсы. Территория рас­сматривается в качестве особого рода простран­ственного ресурса. Это поверхность земли с природны­ми комплексами, городскими и сельскими поселени­ями, коммуникациями, зданиями, сооружениями, Территория характеризуется протяженностью, площадью, местоположением, степенью освоенности и другими качествами, важными для жизнедеятельности людей.

В обобщающее понятие территориального ресурса входят отдельные составляющие, такие как население (социально демографический ресурс), природа (природный ресурс), культурно духовные ценности (социокультурный ресурс), производственно-технические ценности (экономический ресурс). Наличие, величина и доступность всех видов ресурсов учитываются в комплексных оценках территории. Так, выгодное географическое положение Беларуси на пересечении основных транспортно- коммуникационных коридоров Восточной Европы в направлениях «Запад - Восток» и «Север - Юг» используется при совершенствовании территориальной организации страны и ее регионов (рис 2).

В результате чернобыльской катастрофы и появления радиационно-загрязненных районов ресурсный потенциал территории Беларуси существенно изменился.

Планировочная структура территориальных образований.

Планировочный каркас территории. Планировочная структура – этосхематизированная модель территории, которая отражает упорядоченный состав всех составляющих и элементов на определенном пространстве. Главным, основным элементомтакой моделистановится планировочный каркас территории, который состоит из линейно-узловых образований, включающих планировочные оси (или линейные структуры) и планировочные узлы (центры).

Территории, расположенные между планировочными осями и центрами, образуют заполнение пла­нировочного каркаса. Заполнение планировочного каркаса неоднородно и включает поселения, коммуникации, производственные, сельскохозяйственные, лесохозяйственные территории, акватории, рекреационные зоны, природные территории, которые являются составляющими крупных территориальных образований.

Особенности урбанизированного каркаса территории Беларуси. Характерной особенностью территориальной организации Беларуси является, достаточно сформированный урбанизированный каркас. Благодаря особенностям географического положения, на территории Беларуси сосредоточились водные и сухопутные пути сообщения, железные дороги, что привело к созданию транспортно-коммуникационной сети, связывающей внешние фокусы тяготения - крупные европейские города. Исторически сложился устойчивый во времени и пространстве урбанизированный каркас территории, включающий урбанизированные центры и оси (рис.3)

Урбанизированными узлами (центрами) сталигородские поселения (в том числе большие и средние города), расположенные на урбанизированных осях национального и международного значения. Здесь проживает более половины населения страны, сосредоточен основной культурный и социально-экономический потенциал, сконцентрировано более 80% промышленно-производственного потенциала нашей страны.

Урбанизированные оси предоставляют собою совокупность автомобильных и железнодорожных магистралей, линий телекоммуникаций и электропередач, газо- и нефтепроводов, которые образуют транспортно-коммуникационные коридоры. В Беларуси основу урбанизированных осей составляют трансъевропейские транспортно-коммуникационные коридоры:

· коридор № 2. Берлин – Варшава - Минск - Москва – Н. Новгород;

· коридор № 9. Хельсинки – С. Петербург – Витебск - Орша - Могилев – Гомель - Киев - Любашевка – Кишинев - Бухарест - Димитровград - Александруполис (Греция);

· ответвление от коридора № 9. Гомель – Жлобин - Минск - Молодечно – Вильнюс - Каунас – Клайпеда – Калининград.

· продление коридора № 5. Триест - Любляна – Будапешт - Ужгород - Львов в направлении Львов - Ровно - Сарны - Барановичи - Лида – Вильнюс. (рис.5. Сканировать стр. 36)

Все указанные трансъевропейские транспортно-коммуникационные коридоры достаточно равномерно расположены на территории страны, что создает благоприятные условия для хозяйственного развития Беларуси и способствует вхождению ее в формирующуюся единую транспортно-коммуникационную систему Европы. Вместе с тем, в зонах урбанизированного каркаса, при постоянной концентрации производственной деятельности, возникает экологический риск из-за негативного влияния на природные образования.

Природно-экологический каркас территориальных образований. Экологическим противовесом зонам урбанизации служат природные территории, которые улучшают кислородный баланс, климатические характеристики среды, уменьшают загрязненность воздушного и водного бассейнов.

По аналогии с урбанизированными территориями, в Беларуси создается природный планировочный каркас с природными планировочными центрами и осями.

Природные узлы (центры) природно-экологического каркаса - особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, национальные парки) Они включают наиболее ценные крупные природные территориальные образования.

Природные оси - линейные природные структуры, формируемые, как правило, вдоль рек, включают леса и другие природные территории. Они же являются коридорами миграции диких животных и растений.

В Беларуси, для повышения экологической устойчивости и препятствованию загрязнения рек за счет смыва дождями загрязняющих веществ с сельхозугодий, приречные территории в пределах водоохранных зон требуют проведения лесопосадочных работ.

Планировочное районирование

Особенности и стратегия планировочного районирования территории Беларуси. В соответствии с «Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь» (ГСКТО-2000) планировочное районирование Республики Беларусь, как одна из составляющих планировочной структуры (рис. 6), включает три иерархических уровня: национальный, региональный и местный. Вся территория Республики Беларусь на региональном уровне включает шесть областей. За основу местного уровня планировочного районирования приняты существующие 118 административных районов, они являются базовыми элементами планировочного районирования.

Планировочное районирование предусматривает выделение районов, выполняющих разную роль в территориальной организации страны. По преобладающим функциям выделены четыре основных типа районов: урбанизированные (23%), сельскохозяйственные (31%), природные (34%) и особые (12%). Несмотря на четкое районирование, при разработке проектно-планировочной документации, всевозможных программ и планов развития конкретных поселений и территорий, должны учитываться индивидуальные особенности территорий. Например, в пределах Несвижского и Кореличского сельскохозяйственных районов г. Несвиж и г. п. Мир обладают ценным историко-культурным наследием. В данном случае, г. Несвиж и г. п. Мир развиваются в составе сельскохозяйственных районов как перспективные центры туризма.

Особенности и стратегия развития урбанизированных районов. Урбанизированные районы формируются на базе крупных, больших и активно развивающихся средних городов. В них высокая концентрация городского населения. Особенно урбанизирован Минский регион и районы влияния областных центров национальной системы расселения. В стратегии развития у рбанизированных районов предусматривается:

· более широкое использование имеющегося потенциала населением центров и зоны влияния этих городов,

· проведение комплексной реконструкции центральных зон городов;

· повышение научно-технического уровня всех производственных комплексов в зоне влияния опорных центров;

· повышение экологических требований к густозаселенным территориям с учетом суммарного воздействия источников загрязнения на окружающую среду;

· преобразование строительных комплексов городов Барановичи, Борисов, Новополоцк, Солигорск, Орша, Лида, Мозырь, Пинск с учетом новых потребностей в строительстве среднеэтажного качественного жилья;

· развитие и совершенствование пригородных сообщений, особенно железнодорожных. Строительство во взаимосвязи новых узлов городского и пригородного пассажирского транспорта.

Особенности и стратегия развития сельскохозяйственных районов. Ведущей функцией сельскохозяйственных районов, которые характеризуются преобладанием земель сельскохозяйственного назначения и высокой долей сельского населения, является производство и переработка товарной сельскохозяйственной продукции.

В нашей стране районы с высокими показателями качества сельскохозяйственных земель расположены в западной части страны, вне зон влияния крупных и больших городов, а районы с низким агроресурсным потенциалом, в основном, в восточной части. Стратегия развития тех и других сельскохозяйственных районов разная.

При высоком качестве сельскохозяйственных земель предусматривается: дальнейшая интенсификация сельскохозяйственного производства; сохранение и стимулирование развития сложившихся крупных агропромышленных комплексов; повышение социально-экономического потенциала городских поселений за счет развития местной промышленности сельскохозяйственного производства, сферы обслуживания населения.

На территориях, где агроресурсный потенциал низок, стратегия развития сельскохозяйственных районов заключается в: развитии многоукладных эффективных форм хозяйствования; финансовой и материальной поддержке, государственном контроле, использовании потенциала районных центров; вовлечение в структуру топливно-энергетического баланса местных видов топлива, строительство мини-ГЭС, использование ветровой и солнечной энергии.

Особенности и стратегия развития природных и особых районов. Природные районы включают территории с преобладанием природных ландшафтов: крупные природные комплексы, районы с высоким курортно-рекреационным и туристским потенциалом. Основными функциями природных районов являются охрана ценных природных комплексов. Стратегия развития таких районов в Беларуси предусматривает следующие главные мероприятия:

· осуществление детального зонирования территорий с целью сохранения естественно-природных комплексов, состава флоры и фауны;

· ужесточение режимов использования территорий, введение штрафных санкции за нарушение экологических регламентов;

· развитие экологического туризма;

· развитие экологически чистых видов энергообеспечения.

Для районов, где признан высокий туристо-рекреационный уровень, стратегия развития районов дополняется и предусматривает: совершенствование правового и нормативного обеспечения развития курортно-рекреационных и туристских территорий; развитие инфраструктуры туризма и отдыха; стимулирование предпринимательства по созданию систем обслуживания туристов и отдыхающих; развитие сети автосервиса, строительство обходных автомобильных дорог в обход туристских и рекреационных центров.

Особые районы – это районы, подвергшиеся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и, в соответствии с законодательством, включают два типа территорий, с правом на отселение и зоны отчуждения. В основные тезисы стратегии развития районов особого региона входят мероприятия: по созданию условий для безопасного проживания населения; утилизацию радиоактивных отходов; принятие жестких ограничительных мер по миграции населения в эти районы.

4.5. Национальный и региональные планы.

Цели разработки, состав и содержаниенационального плана. Основным видом проектно-планировочной документации в территориальной планировке является национальный план, который составляет суть стратегического планирования. План составляются в увязке с общими политическими и социально-экономическими целями государства, обеспечивает координацию национальных и международных программ территориального развития и градостроительства. В проектно-планировочной практике получил наименование «Государственная схема комплексной территориальной организации Республики Беларусь».

Целью разработки национального плана является обеспечение средствами территориальной планировки социально-экономического и пространственного развития страны в целом для формирования здоровой среды обитания, устойчивого развития систем поселений, сохранения природного богатства и историко-культурного наследия.

Основными задачами национального плана являются:

· определение главных направлений совершенствования системы территориального устройства страны;

· оптимизация зонирования территорий на национальном уровне;

· определение зон особого государственного регулирования;

· улучшение экологической ситуации, развитие инженерно- транспортной инфраструктуры с учетом сложившейся взаимосвязи поселений и территорий.

Национальный план разрабатывается на долгосрочную перспективу - 25 - 40 лет в две стадии: концепция и национальный план. Перед его выполнением разрабатывается задание на проектирование, которым определяются состав и содержание документа.

После завершения работы над национальным планом, из общего объема работ выделяется «утверждаемая часть», которая после ее утверждения, является основой для всех видов градостроительной деятельности на территории Республики Беларусь, основой для разработки региональных градостроительных проектов, отраслевых программ и других республиканских программ социально-экономического развития.

Цели разработки, состав и содержание регионального плана. На основе национального плана разрабатываются региональные планы ( схемы комплексной территориальной организации области, групп и отдельных административных районов, планы перспективного использования территорий), основные проектно-планировочные документы регионального уровня.

Целью разработки регионального плана является определение стратегии, социально-экономического и территориального развития региона, урегулирование государственных и региональных задач, а также задач местных органов управления в сфере территориального развития и градостроительной деятельности.

Основными задачами регионального плана являются:

· определение прогноза социально-экономического и территориального развития региона;

· конкретизация положений национального плана;

· зонирование территорий по характеру использования с выявлением специфических условий и факторов;

· рациональная планировочная организация территории, способствующая развитию производства, совершенствованию системы расселения, обслуживания населения, сохранению уникальных природных комплексов, историко- архитектурного наследия и т д.;

· сохранение и улучшение окружающей среды;

· развитие региональной социальной транспортной и инженерной инфраструктур;

· определение принципов инженерной защиты территорий от опасных природных и техногенных процессов, а также выработка предложений по реабилитации территорий, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;

· установление требований к разработке генеральных планов поселений.

Региональный план разрабатывается на период 20 лет и более с выделением первого этапа реализации на расчетный срок 7 -10 лет (от начала разработки проекта). Разрабатывается в две стадии: концепция и региональный план.

Цель концепции регионального плана в выборе оптимального варианта региональной территориальной политики. Состав концепции определяется заданием на проектирование

Региональный план выполняется на топографической основе в М 1: 100 000 – 1: 300 000 (для областей) и М 1: 50000 -1: 100 000 (для районов или групп районов). В пояснительной записке приводятся материалы анализа развития региона, основные проблемы и прогноз его развития, оценка ресурсов (население, природные ресурсы, историко-культурное наследие, экономический потенциал и другие) и обоснования решений регионального плана.

Утверждаемой частью проекта является чертеж плана перспективного использования территорий и основные положения регионального плана. В основных положениях содержатся главные показатели социально-экономического и территориального развития региона, требования к территориям, условия и режимы их использования, предложения по первому этапу реализации регионального плана. Утвержденный региональный план является основой для разработки генеральных планов городов и других поселении или специализированных территорий.

5. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСЕЛЕНИЙ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: