Система регламентов и режимов использования территории. Для повышения действенности проектно-планировочной документации ей придается правовой статус, значение закона для данной территории. При разработке проектно-планировочной документации увязываются интересы застройщиков, землевладельцев, местных органов управления. Средством увязки интересов всех участников градостроительной деятельности является система регламентов и режимов использования территории. В условиях рыночных отношений городское землепользование является одним из основных источников доходов в местный и государственный бюджет. Градостроительные регламенты и режимы использования территории изменяют их экономическую ценность, регулируют процессы их освоения и интенсивности использования.
Градостроительные регламенты– этонормативно-правовые акты, которые устанавливают правила застройки и режимы использования территории, связанные с изменением объектов недвижимости. Включают карты с границами участков, на которые распространяются правила изменения объектов недвижимости. Регламенты относятся к объектам недвижимости, а не к собственникам или пользователям этих объектов, сохраняют свободу выбора застройки и использования участка территории в установленных пределах.
|
|
Режимы использования территории – этосистема правил, которые определяют хозяйственную и другую деятельность на территории. Различают запрещающие, ограничивающие, рекомендуемые режимы использования территории.
Таким образом, градостроительные регламентыустанавливают правила работы с недвижимостью, а режимы использования территории – с хозяйственной деятельностью на определенной территории.
6. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Градостроительная композиция – это упорядоченное, в соответствии с художественными требованиями, взаимное расположение формируемой человеком пространственной среды.
Особенность градостроительной композиции заключается в том, что нельзя создавать город только по законам красоты, забывая, что он должен быть эффективным с позиций жизнедеятельности людей. Кроме того, в отличие от композиции здания или группы зданий, которые могут представлять собою законченное решение, композиция города постоянно развивается и видоизменяется.
6.1. Композиция плана
Геометрическая форма плана. Лучше всего композиция плана видна и понятна на картографических моделях: именно в таком виде композиция плана является объектом творческой деятельности. Поэтому градостроительная композиция рассматривается в двух аспектах - как композиция плана и как пространственная, визуально воспринимаемая композиция городской застройки и открытых пространств.
|
|
Градостроители с древних времен пытались найти идеальную форму плана города. Круг и квадрат в наибольшей степени соответствовали таким представлениям. Форму круга имели города Хеттской империи, существовавшие за 2 тысячи лет до нашей эры. Квадратную форму плана имели древние города Китая, Индии, Римской империи. При этом город рассматривался не только как место проживания, но и как своеобразная модель мироустройства.
В XVI- XVII веках в градостроительстве Беларуси появились города-крепости с «идеальными» планами. Планировка городов подчинялась правилам фортификации своего времени: города имели в плане форму круга (Слуцк), полукруга (Быхов), квадрата (Несвиж) и регулярную планировку улиц; по периметру располагались оборонительные рвы и валы. Господствовавшие в XVIII веке представления о композиции городского плана, были реализованы в проектах планировки Городка (рис 13.1), Мстиславля, Климовичей, Дриссы (теперь Верхнедвинск) и других городских поселений.
Поиски идеальной планировки ведутся вплоть до настоящего времени. Вместе с простыми геометрическими формами: звезда, многоугольник, разработаны и более сложные планировочные построения. Широко известна композиционная схема плана города Бразилиа созданная Л. Коста и О. Нимейером, рисунок которой напоминает летящую птицу (рис 13.2)
В связи с бурным развитием урбанизации, наряду со статичными моделями, в конце XIX - начале XX веков появились динамичные модели планировки городов. Например, «парабола» Н. Ладовского дает городу возможность территориально развиваться вдоль планировочной оси (рис 13.3) «улитка» П Солери (рис 13.4) предусматривает спиральное развитие города. Реализация «идеальных» планировочных моделей городов скорее исключение, чем правило. В реальном проектировании градостроитель имеет дело не с чистым листом бумаги, а с конкретной градостроительной и ландшафтной ситуацией. Природно-ландшафтные условия оказывают существенное влияние на формирование композиции плана. Рисунок плана ориентируется по странам света, чтобы в холодном климате уловить побольше солнечных лучей, а в жарком - защититься от них.
Композиционная структура плана. Композиционная структура плана представляет собой схематизированную модель поселения, в которой выделены наиболее важные в композиционном отношении элементы плана – композиционные центры и оси, образующие композиционный каркас поселения.
Термины «композиционные центры (узлы)» означаеткомпактные градостроительные комплексы и объекты, хорошо обозреваемые и служащие ориентирами в пространстве, а «композиционные оси» - основные направления обзора городского пространства, ориентированные на эти композиционные узлы. Композиционные оси, как правило, формируются транспортными магистралями, «разрывами» в застройке или природными направлениями реки, берега озера, кромкой леса или парка.
Начертание композиционных осей и расположение композиционных узлов часто становятся важнейшими элементами городского пространства. В качестве примера можно привести площадь Звезды в Париже и трехлучевое построение исторического центра С.- Петербурга.