Художественный образ градостроительного объекта

Существует путаница между понятиями «образ» и «облик» градостроительного объекта. Образ объекта духовен, виртуален, в то время как его облик реален. Облик – это внешний вид города его застройки, ландшафта; образ - художественно осмысленное отражение облика в психике человека.

Индивидуальность облика градостроительного объекта. Индивидуальность и разнообразие архитектурного облика градостроительно­го объекта обеспечивается сочетанием разных объемов и пространств, их конфигурации, размеров, цвета, фактуры, ракурсов восприятия.

Большое значение в градостроительстве имеет «ощущение места». Дома и улицы сами по себе их не дают. Должны быть «знаки» - узнаваемые элементы, которые ассоциируются с данным местом и отличают его от других мест. Иногда достаточно одного обладающего яркой индивидуальностью архитектурного сооружения, например, произведения А. Гауди в Барселоне. На роль символа места претендуют не только архитектурные, но и инженерные сооружения (Эйфелева башня), скульптурные композиции. И все же чаще - это совокупность архитектурных градостроительных и ландшафтных особенностей. Индивидуальность городов определяется индивидуальностью, входящих в его состав градостроительных образований.

Необходимо также учитывать особенности пребывания людей в пространстве. С ростом территорий городов, увеличением высоты зданий кардинально изменился характер городской среды – города, потеряли «человеческий» масштаб. Максимальные расстояния, при которых различаются особенности формы, структуры и цвета застройки составляют 135-165 м., а для обеспечения целостности и масштабности восприятия открытых пространств их параметры не должны превышать 150 - 300 м.

Художественный образ города. Художественный образ города формируется из впечатлений, которые остаются у людей в результате восприятия городс­кой среды. Эстетическое представление о городе обычно иерархично: выделяются объекты общегородского значения (как правило, это крупные общественные здания или природные доминанты с выразительным, запоминающимся обликом) и локальные объекты, по которым создается представление о различных рай­онах.

При формировании художественного образа го­рода, построении художественной концепции и художественных сюжетов важно связать все объекты с историческими, куль­турными событиями, происхождением географичес­ких названий. Это позволяет обогатить художествен­ный образ города, отразить в нем связь времен - про­шлого, настоящего и будущего.

Для человека живущего в городе, особенно крупном, немалое значение в формировании художественного образа приобретают природные компоненты городской среды, которые стали обязательным эле­ментом градостроительной композиции. Хотя тенденции введения природных элементов в го­родскую среду проявляется по-разному - от созда­ния озелененных пространств до имитации присутствия природы в виде нарисованных на стенах зданий облаков (рис.15). Значение озеленения трудно переоценить, т.к. оно выполняет скорее психо­логическую, чем экологическую или рекреационную функции, являясь оазисами природы в урбанизиро­ванной среде.

7. ЖИЛЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Жилые территории являются основной составляющей селитьбы – это территории, застроенные или предназначенные для застройки преимущественно или исключительно жилыми домами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: