Этапы социализации личности

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы.

· Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

· Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

· Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса.
Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Современная социология способна решать данные вопросы неоднозначно. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.
Основные этапы социализации личности:

· Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

· Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

·

· Социологический анализ устойчивых видов девиантного поведения.

Алкоголизм, девиация, девиантное поведение, наркотизм, правовая культура, правовое сознание, проституция.

Развитие правовой культуры в современной России является процессом повышенной общественной значимости. Принимаемые законы, образующие костяк будущей системы права как обновленного социального института, придают прагматичную определенность новым социальным, экономическим, политическим и духовным связям и взаимодействиям. Но даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без механизмов их реализации и адекватной правовой культуры и правосознания. Это актуализирует вопрос о формировании более развитого, преодолевающего архаичные стереотипы, правового поведения и значительно более высокой правовой культуры граждан.

Правовая культура и правовое сознание студентов складываются не только под воздействием преподавателя или в процессе деятельности правоохранительных органов и других органов.

По своему содержанию и формам проблема правового воспитания студентов является многоаспектной и комплексной. Прежде всего, имеется необходимость разработки научно - методических и теоретических основ правового воспитания студентов и реализация их в вузах [4].

Самого серьезного внимания заслуживает вопрос о качестве преподавания правовых дисциплин, содержания лекционного материала. Современной молодежи не нужны выступления без знания предмета, без учета особенностей и запросов аудитории. Важен умственный диалог в ходе любого правовоспитательного выступления перед молодежью. Ежегодно выпускаются сотни тысяч различного рода специалистов. И вполне понятно, что от уровня их правовых знаний и культуры во многом зависят не только успехи в решении задач формирования правового государства, но и в ускорении социально - экономического развития нашей страны. Построение правового государства и гражданского общества, требуют принятия

эффективных мер по перестройке правового воспитания студенческой молодежи [2].

Правовое обучение является одной из важнейших составных частей правового воспитания. Формирование у студентов (молодежи) уважения к праву как социальной ценности является одной из главных задач правового воспитания. В процессе правового обучения и воспитания должна формироваться правовая культура студентов как граждан и как будущих специалистов [1].

В настоящее время в России, в связи с изменениями в общественном сознании, вырос интерес к различным формам отклоняющегося поведения. На протяжении длительного времени проблема девиантного поведения рассматривалась советскими учеными в рамках изучения отдельных видов социальных отклонений. Одной из важных проблем, как в научном, так и в практическом плане, является исследование суицидальной активности, а также обвальное распространение в молодежной среде наркомании, токсикомании и алкоголизма. Так, большая заслуга в возрождении отечественной суицидологии принадлежит М.Н. Гернету, И.А. Алиеву, Я.И. Гилинскому. Изучением пьянства и алкоголизма занимались Г. Г. Заиграев, А.А. Габиани, Б.С. Братусь и др. Проблемам наркомании и токсикомании молодежи посвящены работы А.Е. Личко, Т.В. Ивановой, В.А. Чудновского. преступность всегда была самым изучаемым проявлением социальных отклонений. В 20-60-е годы ее изучением занимались М.М. Исаев, П.И. Люблинский и др., причем исследования велись преимущественно в рамках уголовного права. С конца 60-х начала 70-х годов XX века начинают заниматься изучением профилактики преступности (В.Н. Кудрявцев, А. М. Яковлев, К.Е.Игошев, Г.М. Миньковский и др.) [3].

Необходимо заметить, что одним из основных направлений изучения девиантности является исследование зависимости между теми или иными видами отклоняющегося поведения, другими словами - возможности одного вида девиантного поведения служить непосредственной причиной другого вида. Проблема продолжает исследоваться, и сегодня можно говорить о существовании взглядов как в пользу, так и против такой гипотезы.

Чаще всего пытаются обосновать причинно-следственную связь между алкоголизмом, наркоманией и тем или иным видом преступлений. Другие исследователи, например, норвежские ученые, считают, что причинно -следственных зависимостей между названными видами отклоняющегося поведения, скорее всего, нет. Это - самостоятельные разновидности поведения (приспособления), в основе каждой из них обычно находится «свой» набор фактов, в том смысле, что какие-то общие, глобальные основания девиантного поведения в обществе обязательно конкретизируются, модифицируются применительно к тому или иному виду девиантного поведения. Чтобы алкоголик или наркоман совершил преступление, необходимо, как минимум, какое-то число дополнительных факторов, которые, соединившись с теми, что склонили человека к пьянству или наркомании, сталкивают его на путь преступления.

Второе общее положение связано с указанным выше выводом, что девиантное поведение неоднозначно в том смысле, что может иметь как негативные, так и позитивные значения.

В современном мире все более актуализируется задача обеспечения социальной стабильности и сохранения положительных черт социального бытия. Существенным препятствием для ее решения является феномен отклоняющегося, или девиантного поведения. По словам Я. Гилинского, девиантное поведение «всегда связано с каким - либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или его группах ценностям, правилам (нормам) и стереотипам поведения, ожиданиям, установкам. Это может быть не только нарушение формальных (правовых) или неформальных (мораль, обычаи, традиции, мода) норм, но и «девиантный» образ жизни, «девиантный» стиль поведения не соответствующий принятым в данном обществе, среде, группе».

В зависимости от содержания к формам девиантного поведения относят: преступность, наркотизм, коррупцию, терроризм, проституцию, гомосексуализм и другие отклонения в сфере сексуального поведения, алкоголизм и суицид [5].

Для того чтобы судить об уровне правовой культуры работников правоохранительных органов необходимо учитывать уровень его образования, юридический опыт и квалификацию, важнейший критерий правовой культуры.

Государство придает большое значение воспитанию высокой гражданственности личности, уважения к законами правилам, готовности активно участвовать в охране правопорядка.

Алкоголь - один из факторов, который может, наложившись на другие (или соединившись с другими факторами), способствовать отклонениям.

Необходимо иметь в виду, что состояние опьянения не порождает агрессию, а лишь высвобождает ее, возможно, усиливает имеющуюся у лица предрасположенность к ней.

Наркоманию можно определить как страсть, зависимость от наркотиков. Другой аспект данного понятия связан с воздействием наркотических средств на психику человека и его поведение. Экспертный совет по наркомании при Всемирной Организации Здравоохранения сформулировал следующее определение наркомании: «Состояние

периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторяющимся потреблением наркотиков (природных или синтетических)».

В статье «Наркомания в России», опубликованной в Российской газете 3 марта 1998 г., указываются особенности, характеризующие наркоманию:

• «не поддающиеся контролю желания или потребность в приеме

наркотика и получении его любым способом»;

• «тенденция к увеличению принимаемой дозы наркотика»;

• «психическая и физическая зависимость от наркотика»;

• «пагубное влияние наркотика на индивид и общество»

· Социальные конфликты и способы их урегулирования.

· Понятие социального конфликта

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях. Самым общим образом конфликт понимается как предельный случай обострения противоречий. Социальные психологи также подчеркивают, что трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

Одно из первых определений конфликта предложено видным американским исследователем L. Cozer, оказавшим значительное воздействие на формирование подхода к пониманию природы конфликта. Согласно L. Cozer, конфликт в собственном смысле слова есть «борьба, возникшая из-за дефицита власти, статуса или средств, необходимых для удовлетворения ценностей и притязаний, и предполагающая нейтрализацию, ущемление или уничтожение целей соперников».

Позже K. Fink дал определение конфликта, которое обнаруживает теснейшую зависимость по позиции L. Cozer. “Социальный конфликт - пишет K. Fink - это любая социальная ситуация или процесс, в котором две или более единицы связаны по крайней мере одной формой психологического или интрактивного антагонизма”. Психологический антагонизм - это эмоциональная враждебность и сходные с ней явления. Интерактивный антагонизм - понимается как взаимодействие, строящееся по типу борьбы или вмешательства в дела противоборствующей стороны.

Известный польский социолог Я. Щепаньский определяет конфликт - как столкновение, вызванное противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации.

Реальный конфликт представляет собой социально-психологический процесс. Социальные психологи предлагают определять конфликт как возникающее в сфере общения столкновение, вызванное противоречивыми целями, способами поведения, установками людей, в условиях их стремления, к достижению каких-либо целей (Гришина Н.В.). Или же, аналогично, столкновение личностей в виду несовместимости потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей (Ершов А.А.). Согласно


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: