Конфликты следует отличать от других форм конфронтации в обществе, которые могут быть следствием:
1. отсутствия согласия между участниками дискуссии,
2. противоречия интересов,
3. коллизии,
4. соперничества,
5. соревнования.
Важно подчеркнуть, что конфликт - это столкновение интересов различных социальных субъектов, происходящий публично. Часто конфликт имеет политическое измерение (так как социальный конфликт задевает управленческие системы) - социальный конфликт чреват политическим конфликтом. Накопление конфликтов в обществе называется кризисом. Политический конфликт связан с взаимоотклонением ответственности и власти.
Западными социологами и философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого общества и стимулом социального развития".
Немецкий философ и социолог Г. Зиммель, называя конфликт “спором”, считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.
· Институт образования. Обучение как социокультурная деятельность.
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру
В качестве ее основных элементов можно выделить
1. учебно-воспитательные учреждения как социальные организации,
2. социальные общности (педагоги и учащиеся),
3. учебный процесс как вид социокультурной деятельности
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения – любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс правил учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.
Система образования включает:
систему дошкольного воспитания,
общеобразовательную школу,
профессионально-техническое образование,
среднее специальное образование,
высшее образование,
послевузовское образование,
систему повышения квалификации и переподготовки кадров,
образование по интересам.
Важнейшая роль принадлежит системе дошкольного воспитания: основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве дошкольным образованием.
Дошкольное образование (домашнее или в детском дошкольном учреждении) прививает первичные познавательные навыки, отчасти — чтение и письмо.
В начальной школе детей обучают более сложным познавательным навыкам, упор делается на усвоение знаний общего характера.
В системе среднего образования главное внимание уделяется более специальным знаниям, в том числе и начальным знаниям и навыкам профессионального обучения.
· Социология науки.
СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ — исследовательская областьсоциологии, анализирующая взаимоотношения науки как социального института с социальной структурой,обусловленность когнитивных форм, присущих науке, социокультурными условиями, типы поведенияученых в различных социально-исторических контекстах, виды научных сообществ, формы коммуникации внауке, функции и каналы социальной и когнитивной институциализаций научного знания, механизмывертикальной мобильности ученых и др. Перед Второй мировой войной С. н. развивалась внутри социологии знания. К середине 30-х гг. в социологии знания произошли важные сдвиги: были осознанырелятивизм, внутренне ей присущий, неправомерность сведения ею научного знания к идеологии и квыражению вненаучных интересов (экономических, политических, социальных) и были предложенысоциологические концепции науки, прежде всего в неомарксизме и структурном функционализме. Первыеконцепции С. н. сохраняли тесные связи с социальной философией и социологией знания. Поиски новыхподходов к социологическому анализу науки шли в разных направлениях. Первые исследования в С. н.связаны с именами Л. Флека, Ф. Знанецкого, Д. Бернала, Р. Мертона.
· Социология молодежи.
Социология молодежи — это отрасль социологии, предметом которой является молодежь как особая социальная группа. В любом обществе существует и проявляется проблема различия между поколениями: люди разного возраста, формировавшиеся как личности в разные исторические периоды, получившие разное воспитание и образование, не всегда способны к взаимопониманию. Суть извечного конфликта поколений сводится к тому, что в условиях социокультурной динамики формируются различные миры «отцов» и «детей», часто не находящие точек соприкосновения. Но «молодежь не хуже и не лучше среднего и старшего поколения, ее культура не лучше и не хуже иных культур... Молодежь — это принципиально иное социальное образование, ни с кем не сравнимое, а всякие сравнения оказываются некорректными». Эти слова характеризуют сущность межпоколенческих противоречий, возникающих в различных обществах и в различные времена.
· Социология этноотношений.
1. Главную роль в формировании этноса играет ландшафт. Этносы всегда связаны с природным окружением благодаря активной хозяйственной деятельности, которая проявляется в двух направлениях: приспособлении ландшафта к себе и себя к ландшафту. Ландшафт определяет возможность этнического коллектива при его возникновении, подсказывает род занятий и определяет культуру возникшей этнической целостности. Коль скоро разнообразны ландшафты, разнообразны и народы. Ландшафт есть тот плавильный котел, который формирует сам этнос.
2.Этнос - коллектив особей, противопоставляющий себя другим коллективам. Принципиальное различие этносов - в стериотипе поведения. Структура этнического стереотипа - строго определенная норма отношений. Эти нормы - в каждом случае своеобразные - негласно существуют. Во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе в каждой отдельной эпохе как единственно возможный способ общежития, поэтому для членов этноса они вовсе не тягостны. Сила этнического стереотипа поведения огромна, потому что члены этноса воспринимают его как единственно достойный, а все прочие как дикость.
Именно характер поведения определяет этническую принадлежность человека. А раз так, то возникновение нового этноса есть создание нового стереотипа поведения, отличного от предыдущих. Этот стериотип поведения возникает в результате безотчетной деятельности людей, к бессмысленно рассуждать, лучше он или хуже.
3.Этнос - это не просто скопище людей, похожих друг на друга, а система различных по вкусам и возможностям личностей, продуктов их деятельности, традиций, географической среды, этнического окружения т.е. динамическая система, включающая не только людей, но и элементы ландшафта, культурные традиции и взаимосвязи с соседями.
· Этапы подготовки и проведения социологического исследования.