Вычленяются отдельные направления - источники риска (аналог п.2 алгоритма) и осуществляется их балльная оценка.
Пример: М.Стоддард. Выделены факторы, вносящие риск в бизнес в целом.
Каждый оценивается по десятибалльной шкале.
1. Потребность в капитале (чем больше, тем больше риск).
2. Степень прочности позиций на рынке.
3. Наличие устоявшейся системы сбыта.
4. Степень необходимости продукции населению.
5. Наличие постоянного и стабильного снабжения.
6. Степень вмешательства государства по вопросам ценообразования и распределения продукции и прибыли.
7. Размер штата сотрудников.
8. Близость к пределу цен (считается, что для продукции он в 10 раз превышает себестоимость, а для услуг - в 3).
9. Частота и регулярность приобретения выпускаемой продукции (идеал - несколько постоянных оптовых покупателей).
10. Степень новизны продукции.
11. Степень доверия со стороны потребителей (готовность к предоплате).
12. Скорость физического и морального старения продукции.
13. Степень рискованности продукции.
|
|
14. Наличие конкуренции (конкуренции нет - риск велик, т.к. видимо нет спроса на эту продукции, т.е. нужно сформировать. Конкуренция велика - риск велик).
15. Безупречность нравственности сотрудников.
Выводы:
1. Это для бизнеса в целом. Для конкретных решений подобную анкету трудно унифицировать, надо каждый раз разрабатывать самостоятельно.
2. Это - вершина айсберга. Для практического использования надо существенно детализировать.
3. Самое тонкое - интерпретация полученных оценок - скрыто.
Метод «калькуляции» рисков, основанный на детерминированном