Методико-процедурный раздел

Исследование проводится по описательному плану, включающему, во-первых, пилотажное исследование с целью апробации инструмента; во-вторых, проведение выборочного анкетного опроса среди женщин Перми и Пермской области; в-третьих, анализ данных социальной статистики, имеющих отношение к изучаемой проблеме (социальный, возрастной состав женщин региона, динамика женской безработицы, ее структура по возрасту, уровню образования, профессиональной подготовке, семейному положению); в-четвертых, группировку данных и анализ зависимостей между переменными; в-пятых, описание характерных черт социального статуса женщин, его особенностей у представительниц различных социальных групп населения, структуры конкурентоспособности, установление внутренних и внешних функциональных связей (в структуре социального статуса, а также между показателями и факторами конкурентоспособности), проверку на основе этого описательных гипотез и выдвижение объяснительных гипотез.

Данное исследование имеет также некоторые черты аналитического, поскольку выясняются специфические особенности положения различных групп женщин. Этим обстоятельством объясняется формирование выборочной совокупности по принципу целевой выборки, обеспечивающей качественное представительство различных групп. Репрезентативная выборка не позволила бы решить все поставленные задачи, так как ряд групп в составе женщин, прежде всего новых (женщины-предприниматели, фермеры), оказались бы в выборочной совокупности малочисленными вследствие их незначительного удельного веса в генеральной совокупности. Принцип качественной представительности соблюдается по отношению не только к основным социальным, но и социально-демографическим, социально-территориальным и социокультурным группам.

Выбор анкетного опроса в качестве основного метода сбора социологической информации обусловлен необходимостью проведения массового обследования, охватывающего областной центр, города областного подчинения, райцентры, сельские поселения, а также необходимостью изучения субъективных характеристик женщин: их ценностных ориентаций, интересов, мотивов, предпочтительного для них социального статуса.

Анкета разработана в соответствии с целью, задачами, гипотезами исследования и на основе проведенной эмпирической интерпретации основных понятий и предварительного системного анализа. Она включает в себя пять смысловых блоков вопросов, соответствующих компонентам социального статуса:

1) социально-экономический статус (принадлежность к той или иной социальной группе, источники доходов, наличие собственности, материальное положение семьи, его изменение в последние годы, личный вклад в семейный бюджет);

2) социально-профессиональный статус (наличие занятости, профессия, должность, уровень оплаты труда, изменения в социально-профессиональном статусе и др.) и конкурентоспособность (уровень квалификации, регулярность ее повышения, образование, наличие ориентации на новые рыночные формы занятости, выбор стратегии поведения в ситуации безработицы и т.д.);

3) социально-демографический статус, в том числе положение в семье (возраст, семейное положение, количество и возраст детей, степень загруженности домашними обязанностями, уровень авторитета в семье и т.д.);

4) социально-политический статус (членство в политической партии, объединении, в общественных женских организациях; участие в массовых формах политического действия; мотивация участия или неучастия в политической деятельности; отношение к участию женщин в политике);

5) социокультурный статус (жизненные ценности, ценностные ориентации в основных сферах жизнедеятельности, структура свободного времени, отношение к рынку).

Основными методами анализа информации являются, во-первых, анализ зависимостей между показателями компонентов социального статуса с целью выявления характера взаимосвязи между ними и установления факторов, определяющих уровень конкурентоспособности; во-вторых, метод построения типологий, суть которого заключается в нахождении таких эмпирических индикаторов, которые достаточно адекватно отражали бы уровни конкурентоспособности и соответствующие им социокультурные типы женщин в условиях перехода к рынку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: